Ивагуми стиль аквариума (Iwagumi Aquascaping)

Ивагуми (Iwagumi) – оформление аквариума камнями.
( Четверг, 31 Мая 2012. Автор: В.Перинский. Просмотров: 24777. )

Iwagumi или Ishigumi сад камней имеет вековую традицию, в разные времена были популярны различные стили (формы) камней и их расположение.

Популярность Ивагуми в аквариуме берет свое начало около 30 лет назад, когда Такаши Амано впервые решил перенести Ивагуми в аквариум.

Самая первая работа в стиле Ивагуми была сделана Такаши Амано в 1985 году и состояла из речных обкатанных волнами камней и монокультуры Эхинодоруса нежного (Echinodorus tenellus):

Работа произвела настоящий фурор и с момента появления этой самой первой работы со временем направление развилось и сейчас стало возможным выделить примерно 6 стилей оформления аквариума в стиле Ивагуми.

Стиль 1 Композиции из окаменелого дерева. Особой популярности данное направление не получило из-за особеннсти таких камней сильно повышать жесткость воды. Впервые такая работа с монокультурой – глоссостигмой (Glossostigma) была показана публике в 1991 и имела огромный успех.

Примеры работ:
1991 год:

Стиль 2 Стиль Санзон (Sanzon). Этот стиль представляет собой символ буддистского мировоззрения и характеризуется триадой или треугольником, в центре которой находится Будда (главный камень Oyaishi), около которого находятся его главные слуги (второстепенные камни Fukuseki) и все остальные (вспомогательные камни Soeishi). Главный камень, при этом, располагается строго в точке золотого сечения. А остальные камни образуют с ним треугольники. Главный камень больше и обязательно выше второго камня, второй камень выше третьего. Как правило, такое Iwagumi изображает луг, полянку, поле.

Стиль 3 В данном случае камни располагаются лучами, и поскольку, верхушки камней направлены вверх, в разные стороны, форма самих макушек имеет большое значение. Также важно добиться идеального угла наклона камней, чтобы они находились в балансе с остальными камнями.


Стиль 4 В отличие от остальных стилей Ивагуми, камни при оформлении располагаются натурально, в естественном порядке, имитируя природное расположение камней, горных хребтов, пиков или рифов.

Такое оформление характерно горизонтальным расположением камней и больше подходит для длинных панорамных аквариумов.


Стиль 5 Это стиль Sanzon и очень похож на стиль номер 2, но в отличие от второго, создается особенная атмосфера с помощью декоративных песков, засыпанных на ближний план. Песок высветляет скейп, делает декоративные элементы более контрастными и создает дополнительную глубину при восприятии композиции. Песок в данном случае создает впечатление морского побережья или берега реки.


Стиль 6 Это направление Ивагуми можно выделить, как самостоятельное. Оно считается более экспрессивным, хотя так же следует основным принципам ивагуми. Для данного стиля характерно расположение двух массивных, зачастую равнозначных (главных) камней в сильной точке.


Подробнее о классификации и названия камней в Ивагуми


Oyaishi Главный камень. Самый значимый в Ивагуми. Это самый большой и красивый камень из имеющихся. Высота главного камня должна быть приблизительно 2/3 от высоты аквариума.

Fukuishi Второстепенный камень. Второй по величине камень и располагается справа или слева от главного камня. В качестве второстепенного камня нужно выбирать, в сравнении с главным, схожий по форме и текстуре камень.

Soeishi Вспомогательный камень. Это камень меньше по размеру, чем второстепенный, располагается непосредственно рядом с главным, а так же со второстепенным камнем. Вспомогательный камень играет важную роль, подчеркивая массивность и значимость главного камня.

Suteishi Декоративный камень. Это небольшие кусочки камней, которые не могут располагаться отдельно от основной композиции Ивагуми. Иногда их полностью закрывают растения. Присутствие таких камней придает законченность и завершенность композиции. С помощью декоративных камней композиция становится более гармоничной и утонченной.

Обратите внимание, на примере одной из работ, какое значение придается высоте каждого камня. На иллюстрации каждая цветная полоса касается вершины одного из типа камней. Высота камней имеет строгую иерархию с соответствии с его ролью в Iwagumi.

Идеальный Ивагуми

В идеальном Ивагуми расстановка камней очень гармонична и сбалансирована.

За тысячелетнюю историю Ивагуми в Японии были созданы определенные законы правильного расположения камней. Чтобы проверить, а заодно и выявить закономерность ученые проанализировали на компьютере наиболее популярные сады камней в Японии, которые посетили тысячи людей.

Выяснилось, что идеальное расположение групп камней образует между собой треугольники, причем, ни одна из сторон такого треугольника не пересекает группу.

А если условно провести между группами камней линии, то они будут напоминать крону дерева.

Почему камни в Ивагуми наклонены

В классическом японском Ивагуми (имеется в виду сухопутный сад камней) камни ставятся прямо, но в аквариуме есть потоки воды и активное течение, создаваемое фильтром, чтобы максимально уменьшить сопротивление и избежать возможного смещения прямостоящих камней, а также для того, чтобы добавить некоторую динамику в композицию, в аксваскейпе камни всегда имеют наклон.

Недавно появился новый стиль в Ивагуми, который примерно называется каскады. Вполне возможно, что в новом направлении будет действовать новое правило.

Ивагуми стиль аквариума (Iwagumi Aquascaping)

Акваскейпинг в стиле Ивагуми иногда называют простейшим среди других стилей природного аквариума. Вряд ли можно согласиться с таким утверждением. Создание подводного пейзажа из камней и растений, который пробуждал бы в сознании чувство покоя и гармонии, сродни чувствам, возникающим при созерцании живого огня или плывущих облаков достаточно сложно и подвластно мастерам.

В статьях, посвященных природным аквариумам можно нередко встретить высказывания, что стили данного направления чудесно отображают хаотичность природы. Между тем ни сам создатель природного аквариума Т.Амано, ни его последователи, достигшие вершин в этом виде акваскейпа, вроде нигде не высказывались о хаотичности, наоборот, всячески подчеркивали гармоничность дикой природы и воплощали её в своих аквариумах. На примере стиля Ивагуми (оформление аквариумов на основе композиции из камней) покажем, насколько правильная композиция из камней математически выверена с гармонией.

Первая композиция в стиле Ивагуми была показана акваскейпером Т.Амано в 1985 году.

Так выглядел первый Ивагуми, созданный Т.Амано – сегодня классика

Т.Амано неоднократно советовал новичкам, прежде чем приступить к созданию акваскейпа, очень хорошо продумать будущую композицию с учетом всех элементов, сделать эскиз будущего акваскейпа. Ошибки, которые проявятся после того, как аквариум наполнят водой и подрастут растения, исправлять практически невозможно – и огромные затраты времени и труда пропадут даром.

По сути, камни в акваскейпе Ивагуми действуют как структура всего проекта.

Поэтому воплощение проекта Ивагуми начинают с подбора камней.

Классические рекомендации по созданию Ивагуми устанавливают принцип нечетности количества используемых камней.

Также есть требование – все камни должны иметь одинаковую структуру и фактуру, совпадающие с главным камнем. Мастер изучает сколы главного камня и подбирает последующие камни так, чтобы линии их фактуры совпадали, были параллельны с таковыми на камне Oyaishi.

Использование нечетного количества камней не дает человеческому глазу разделить дизайн по центру и создать неестественную симметрию.

Т.Амано подчеркивал, что симметрия не свойственна природным пейзажам, она возникает там, где в пейзаж вмещался человек. Нечетное количество камней делает процесс создания природности ландшафта более легким (включая и начинающих акваскейперов), поскольку из нечетного числа элементов создать симметрию проблематично. Таким образом, нечетность даст возможность сформировать природную композицию даже новичкам.

Опытные мастера создают ассиметричные композиции и из четного числа камней, но начинающим лучше не рисковать.

Начальное количество камней, композиция из которых даст воплотить принципы Ивагуми, считается равной пяти. Но мастера этого стиля обходятся и меньшим количеством. Такой, навзовем его подстиль, Sanzon Iwagumi, состоит всего из трех камней – большого главного камня, меньшего второго и также допускается наличие вспомогательных камней.

Sanzon Iwagumi

Здесь же для примера рассмотрим создание композиции Ивагуми из пяти камней.

Каждый камень имеет свое наименование.

  1. Главный камень (в англоязычной литературе используется англоязычная аллитерация японского названия Oyaishi) – это самый большой камень композиции. По высоте (естественно высота определит и другие размеры) должен составлять 2/3 высоты аквариума. Ставят его всегда наклонив в сторону. Наиболее удачны те композиции, где направление наклона а также направление линий фактуры камня совпадает с направлением течения в аквариуме. В литературе не удалось отыскать объяснения этому факту, но, вполне вероятно, поскольку растения также наклоняются по направлению течения – со временем формируется дополнительная визуальная диагональ, добавляющая гармонии и динамизма.
  2. Первый второстепенный камень (Fukuishi) – он может устанавливаться как справа, так и слева
  3. Второй вспомогательный камень (Soeishi) – задача этого камня, располагающегося на противоположной стороне от первого второстепенного камня подчеркнуть массивность главного камня, его главенствующее положение в композиции и визуально уравновесить первый вспомогательный камень.

Если внимательно изучать Ивагуми мастеров, можно сделать вывод – вершина одного из вспомогательных камней всегда ниже вершины первого вспомогательного камня.

Давайте посмотрим внимательно, как расположил эти камни в своей композиции Т.Амано.

– высота главного камня составляет 2/3 высоты аквариума, расположен он на линии отсекающей 2/3 длины аквариума;

– если соединить вершины камней – получим треугольник с соотношением сторон кратным 1/3.

Как видите, мастер располагает камни не бездумно, а в соответствии с математической гармоничностью – принципом золотого сечения.

  1. Вспомогательные камни (4) (Suteishi – яп. переводится как «выброшенный камень» или “выбрасываемый камень”, это кому уж как нравится) – используют для создания впечатления законченности композиции и её завершенности, располагаются либо перед, либо за вспомогательным камнем. Этот миниатюрный камень на первый взгляд и не особенно заметен, даже со временем покрытый растениями. Тем не менее, говорят, что он улучшает другие части сада, придавая тонкую сложность и непосредственность дизайну.

Обратите внимание – Т.Амано в своей композиции расположил вспомогательные камни так, что их вершины сформировали дополнительную визуальную диагональ, практически параллельную основной визуальной диагонали, которую формируют вершины главного и первого второстепенного камня.

Такой прием дал возможность визуализировать принцип гармонии динамики движения застывшего пространства, которым широко пользовались такие живописцы маньеризма, ка Эль Греко.

Кстати, обратите внимание – высота насыпания грунта плюс высота растений в правом и левом углах аквариума неодинаковы, а тоже формируют визуальную диагональ (желтая линия) в том же направлении, что и основные диагонали

Котоак видим, все элементы композиции геометрически выверены и сбалансированы.

Именно благодаря правильно сформированному балансу создается та атмосфера спокойствия, умиротворенности, которая так прельстительна в природных аквариумах, и в Ивагуми в частности.

Композиционно правильно размещенные камни выполняют общую задачу природных аквариумов – создать баланс между хардскейпом, открытым пространством и масштабом каждого элемента дизайна.

Можно сказать, что именно по этой причине новичкам не овладевшим практической стороной Ивагуми, что достигается в процессе создания неудачных композиций как награда за упорство, редко удаются удачные Ивагуми – ведь в общий баланс вовлечены не только статичные камни, постоянно растущие растения, но и подвижные рыбки.

И, тем не менее, создать красивый Ивагуми сможет и новичок – попробуйте придерживаться в формировании композиции требования не нарушать правила соотношения две трети и правила треугольника с вершиной, не совпадающей с линиями разделяющими что-либо на две равные части (кстати, если внимательно присмотреться к композициям Т.Амано – можно отыскать, две трети размера чего имеют используемые им иногда рыбки).

Из растений в Ивагуми наиболее часто профессионалы используют растения с маленькими листьями. Более высокие растения правильно высаживать на задних планах.

Эти растения используют для смягчения визуального воздействия камней, не затеняя основную структуру. Низко растущая зелень также создает впечатление земли, покрытой лесом, с центральными камнями в виде гор.

Выращивание отдельных саженцев (садят их с помощью специального пинцета, такие пинцеты доступны на aquaMegaMall.ru) может занять значительное время, но как только они вырастут, гармоничный конечный эффект будет стоить затраченного труда. Растения, выращиваемые в акваскейпе Ивагуми, как правило, нуждаются в еженедельной обрезке, чтобы сохранить природу компактного коврового покрытия.

Небольшие группы креветок и маленьких стайных рыбок вносят своим движением дополнительные штрихи спокойного динамизма в общую гармонию ландшафта и к тому же помогают бороться с водорослевыми обрастаниями.

СОВРЕМЕННЫЙ АКВАСКЕЙПИНГ – ДИЗАЙН АКВАРИУМА

Любой опытный аквариумист знает о том, что подводный ландшафт – это один из ключевых факторов, напрямую влияющий на здоровье рыб. Одинокая тетра, живущая в скудно декорированном аквариуме с ярким грунтом, как правило, вскоре заболевает и умирает. Однако та же тетра, ставшая членом стаи в большом густо засаженном растениями аквариуме с тенистыми местами для отдыха, быстро растет и хорошо себя чувствует. Подобные наблюдения привели к объединению таких понятий, как аквариумное рыбоводство и аквадизайн.

Хотя слово «аквадизайн» достаточно часто стало встречаться в русском лексиконе, его не увидишь в широко известной книге Михаила Ильина «Аквариумное рыбоводство», напечатанной в 1977 году. Не появлялось оно и в словарях русского языка. Вероятно, это наглядный пример того, насколько далеко продвинулась аквариумистика за последние годы. Сорок лет назад аквариумы освещались обычными лампами накаливания, а тридцать лет назад появились первые «высокотехнологичные» терморегуляторы, объединенные с нагревателем. Двадцать лет назад на «птичьих рынках» стали изредка появляться коряги и красивые камни, которые можно было использовать в качестве аквариумного интерьера.

Читайте также:  Аэрация аквариума, система аэрации аквариума

Последнее десятилетие стало периодом расцвета технологий фильтрации и аквариумного освещения, изменений в экономике и средствах коммуникаций, благодаря которым у аквариумистов появился широкий выбор растений и других материалов, которые так или иначе можно использовать в аквадизайне. Владельцы рыбок теперь могут заниматься декорированием своих аквариумов в полном объеме, давая волю своим фантазиям и воображению.

В настоящее время последние достижения аквадизайна переросли увлечение, охватывающее простое воссозданию природных условий, и позволило развиться ему в некую форму искусства. Резко возросла популярность так называемого аквадизайнерского стиля – «натуральный аквариум», где природные пейзажи буквально завораживают своей красотой. Стали появляться различные клубы и онлайн-форумы, так или иначе связанные с аквадизайном. По мере того как разрабатывались новые технические приемы и все больше аквариумистов вдохновлялось творчеством друг друга, в главное направление аквариумного рыбоводства стала просачиваться техническая информация, а вместе с ней поделки и оборудование. Если научно-технический прогресс в этой области будет развиваться такими же темпами, возможно уже через 10 лет появится все необходимые элементы, чтобы с минимальными затратами создавать красивые, удобные для эксплуатации аквариумы.

Как бы то ни было, теперь мы имеем возможность любоваться своим аквариумом и получать удовольствие от творческого процесса, а наши рыбы вознаграждают нас крепким здоровьем и естественным поведением.

АКВАДИЗАЙНЕРСКИЙ СТИЛЬ «ИВАГУМИ»

Одним из самых эффектных и простых стилей аквадизайна, считается «ивагуми». Это японский термин, который свободно можно перевести как «композиция из камней для сада». Его основной принцип – это использование камней в качестве основного твердого материала, а их расположение – в качестве несущей конструкции для окружающих растений. Хотя аквариумисты занимаются этим уже в течение многих лет, только недавно с расцветом аквадизайна и под влиянием японских направлений декоративного садоводства у нас появились соответствующие рекомендации, чтобы описать эту методику.

Могут ли камни, расположенные в определенном порядке, являться стилем?

Наряду с большим выбором камней, субстратов и оборудования, которые появились на рынке зоотоваров, влияние японской культуры декоративного садоводства (где цель – создание миниатюрного пейзажа) на развитие аквадизайна возросло за счет публикаций каталогов с экспозицией наиболее шикарных аквариумов. Многие из этих наиболее красивых и эффектных дисплеев ориентированы на использовании лишь одних декоративных каменистых горок и растений. Они имеют между собой много общего. Определенное положение, размер и форма – это ключи к стилю «ивагуми». Руководящие принципы, выкристаллизованные в процессе развития направления, определили различие между случайным дисплеем и красивым пейзажем. Циники могут сказать, что это всего лишь букет или камни, но на самом деле любой красивый аквапейзаж является результатом тщательного планирования.

Что подразумевают названия?

Японские названия каждого камня имеют особые значения, и имеют некоторое отношение к Будде, а также двум его помощникам, хотя в ивагуми названия имеют четыре камня. Основной камень и фокусная точка – это «ойяши», меньший по размеру второй камень – «фукуиши», и третий камень – «соаши». Четвертый камень «сютайши» считается жертвенным, и этот термин может быть использован для любого количества камней, идущих по порядку после главных трех. Тем, кто придает большое значение названиям, полезно будет узнать, что установка в определенное положение камней должно символизировать восхищение Будды, но если мы занимаемся аквариумным декорированием, нас не должна особо сильно волновать философская интерпретация.

Санзон ивагуми

Самая простая и возможно наиболее эффектная разновидность ивагуми – это «санзон ивагуми», которая использует всего лишь один большой и два небольших камня. Такие камни можно приобристе и внашем магазине в разделе живые камни для аквариума. Типичная планировка санзон ивагуми берет свое начало с более крупного камня, расположенного ближе к задней стенке аквариума и немного смещенного относительно центра. Почти все аквапейзажи смотрятся более натурально и сильнее притягивают взгляд, если основной фокус композиции смещен относительно центра. Неплохой подсказкой является «правило двух третей», использование которого предлагает разделить аквариум с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий, чтобы в итоге получить девять секций: там, где линии пересекаются, находятся фокусные точки «двух третей». В идеале главный камень должен составлять две трети от длины, ширины и высоты аквариума. Центральный камень обычно смотрится наиболее эффектно, если он имеет откос под углом к поверхности, направляя взгляд зрителя по некой траектории вверх и обеспечивая тем самым более естественное окружение. Следом за центральным, размещаются два других камня, но уже спереди. И опять желательно, чтобы они располагались так, чтобы иметь наклон, на сей раз, как будто указывающий на главный камень.

Как только камни окажутся на отведенных им местах, можно использовать субстрат, чтобы засыпать прогалины и создать грядки для растений. Велик соблазн создать с помощью субстрата всевозможные холмы, склоны и откосы, но следует иметь в виду, что все линии рельефа должны быть плавными. Камни – это строение или скелет дисплея, и субстрат (вместе с растениями) должен растекаться вокруг них естественным образом. Субстрат лучше всего расположить равномерно, чтобы он доходил до переднего стекла, и образовывал наносы в промежутках между камней. Как правило, затем можно использовать низко растущие ковровые растения, например, хемиантус (Hemianthus) или глоссостигму (Glossostigma), чтобы они окружали камни и покрывали склоны между ними.

Черпаем вдохновение из природы

Приверженцы стиля «санзон ивагуми» на личном опыте убедились в том, что тщательное планирование нескольких объектов может научить многому, после чего можно с относительной непринужденностью создавать вполне приличные аквапейзажи, используя только этот метод. Если есть желание попробовать что-то немного более художественное, можно расширить каменистый ландшафт, чтобы включать в него любое количество второстепенных камней. Прежде чем углубляться в творческие аквадизайнерские поиски «ивагуми», важно уже иметь наготове определенную задумку или тему, на которой можно сфокусироваться.

Термин «природный аквариум» происходит не столько от использования природных материалов, сколько от создания «природных пейзажей». Некоторые лучшие аквапейзажи-ивагуми напоминают скалистые горы, долины, каньоны, сады бонсай, русла рек и даже водопады. В поисках вдохновения можно взглянуть на другие аквапейзажи, добавляя в них что-то свое, и черпая идеи из природного окружения, фотографий пейзажей или даже известных природных и архитектурных достопримечательностей.

Бонсай ивагуми

Бонсай – это деревья и растения, которые выращивают в кадках и горшках таким образом, чтобы они выглядели максимально красиво, то есть еще красивее, чем в самой природе. Это целое искусство, которое имеет много почитателей во всем мире. В древней Японии бонсай могли позволить себе только аристократы, священники и другие высокопоставленные богатые люди. В наши дни выращивание бонсай – это увлечение, которым занимаются многие люди. Оно расценивается как важная часть культурного и художественного наследия Японии, впитавшего свою историю, национальную атмосферу и любовь людей к дикой природе. В бонсай используются все виды деревьев и кустарников. Обычно – это любые растения, которые можно выращивать в небольшом горшке или кадке, среди которых наиболее популярными разновидностями являются сосны. Помимо сосен в качестве бонсай выращивают клены, листья которых осенью меняют свою окраску; цветущие деревья, например, вишню и сливу; плодовые деревья, например, айву и хурму. За пределами Японии обычно используют те разновидности, которые лучше всего подходят для местного климата. Эти деревья могут достигать высотой одного метра, или быть такими маленькими, чтобы легко разместиться на ладони. В мире аквадизайна Япония занимает центральное место, поэтому не удивительно, что бонсай в аквариуме также нашли свое применение. В стиле «ивагуми» дерево бонсай используется в районе основного камня. Хотя здесь имеется одна проблема: деревья бонсай в воде не растут. Поэтому вместо них аквадизайнеры используют их «подводные» аналоги, изготовленные из натуральных и искусственных материалов.

В наших последующих статьях мы попробуем детально рассмотреть стили аквадизайна, его методики и материалы. Черпая вдохновение из великолепных аквапейзажей, мы подумаем о том, чего можно достигнуть, затратив лишь небольшое количество времени и усилий.

Reference: Peter Hiscock – “Aquascaping: Style, Technique, Material” – “Tropical Habitat” Publication

Оформление аквариума / Стили Акваскейпа



Оформление аквариума в природном стиле или Акваскейп / Стили Акваскейпа.

Акваскейпинг – это искусство, которое строится вокруг размещения водных растений и декоративных элементов ландшафта в некой эстетически привлекательной манере в пределах одного аквариума. Как и во многих других видах искусства здесь существует множество уникальных стилей, от густой подводной растительности в Голландском аквариуме и аквариуме в стиле Джунгли до тщательно подобранного и ухоженного природного стиля Ивагуми.

Оформление аквариума в естественном/природном стиле или Акваскейп может сначала показаться сложной задачей, однако с пониманием принципов дизайна для выбранного вами способа оформления и некоторой практики, вы будете готовы к большому началу!

Голландский Стиль / Dutch Style

Аквариум в Голландском стиле был разработан в Голландии в 1930-х годах, когда аквариумное оборудование впервые стало доступным. Стиль воплощает многообразие; с акцентом на меняющиеся размеры листьев, цвета и текстуру растений. Это стиль, который использует живые растения в качестве основного центра внимания, с отказом в значительной мере от использования декораций из дерева или камня. Глубина создается с помощью террасного метода посадки, с волнистыми изгибами при которых одна группа растений плавно переходит в другую. Более высокорослые растения в задней части аквариума первоначально служили в качестве ширмы, чтобы скрыть громоздкое аквариумное оборудование у задней стенки, однако некоторые современные любители оформления аквариума на голландский манер начали отходить от сплошной задней линии растений, давая возможность увидеть аквариум насквозь. Настоящее оформление в голландском стиле включает в себя линейные ряды растений в аквариуме, посаженных так называемой “голландской улицей”. Как и большинству растений используемых в Акваскейпе, здесь требуется богатый питательный субстрат, как правило, более 80% объема всего аквариумного грунта.

Распространенные растения, используемые при оформлении аквариума в Голландском стиле с тонкой листвой напоминающей перья.

• Амбулия / Limnophila aquatica
• Гигрофила / Hygrophila Var
• Альтернантера Рейнека / Alternanthera reineckii
• Аммания изящная / Ammania gracilis
• Ротала / Rotala Var

Стиль Природа / Nature Style

Стиль Природа, новатор из Японии Такаши Амано в 1990-х гг. благодаря серии книг под названием “Nature Aquarium World”, оживил стагнирующий мир растительных аквариумов, установив новый стандарт в оформлении аквариума. В природных аквариумах Амано воссоздает хорошо зарекомендовавшие себя японские методы садоводства, имитирующие природные ландшафты с помощью асимметричных схем тщательно подобранных декоративных элементов и небольшим разнообразием растений, как правило, с единой фокальной точкой. Стиль Природа демонстрирует наземный ландшафт в миниатюре, а не пышную растительность в голландском стиле.

Такаши Амано при оформлении опирался на эстетические концепции ваби-саби («скромная простота»), понятие представляющее японскую эстетику и мировоззрение, ориентированное на признание бренности/скоротечности и несовершенства. Ваби-саби это выражение, составленное из двух разных, но связанных между собой элементов: ваби и саби.

Ваби – выражение красоты, которая есть проявление творческой энергии, пронизывающей всё живое и неодушевленное. Это красота, которая как сама природа, и темная, и светлая; и печальная и радостная, и суровая и нежная. Красота этой природной силы несовершенна – всегда изменчива и недосягаема. Саби переводят как «красота, хранящая в себе течение времени» и «вызываемое ею ощущение мимолетности». Это патина, которую накладывает возраст; это природный цикл рождения и смерти. Это особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.

Ваби-саби происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно.

Особенности ваби-саби: неровности, асимметрия, простота, сдержанность, тесная связь, аскетизм и понимание природы предметов и процессов.

При выборе растений для оформления аквариума в “Nature Style” крайне важно учитывать и выдерживать масштабность для общего дизайна. Небольшие лиственные растения, узколистные и папоротники являются наиболее часто используемыми.

• Глоссостигма / Glossostigma elatinoides
• Ситняг игольчатый / Eleocharis acicularis
• Ситняг карликовый / Eleocharis parvula
• Эхинодорус нежный / Echinodorus tenellus
• Хемиантус / Hemianthus callitrichoides
• Риччия плавающая / Riccia fluitans
• Стаурогин / Staurogyne repens
• Мох яванский / Java moss (Taxiphyllum barbieri)

При выборе рыб или пресноводных креветок важно не перегрузить ландшафт и не разрушить чувство масштаба, используя слишком много или слишком больших рыб и креветок.

Рыбы
• Мелкие расборы
• Мелкие харациновые

Креветки
• Креветка Амано
• Креветки Неокаридины

Стиль Ивагуми / Iwagumi Style / Сад камней

Стиль Ивагуми в оформлении аквариума является специфической вариацией стиля природы. Термин Iwagumi звучит примерно так “естественное сочетание горных пород”, описывает макет, где камень в искусственном ландшафте находится в центре композиции. Стиль Ивагуми был разработан в 1980-х годах Такаши Амано, он хотел показать в этом макете отражение японской культуры, духовности, красоты и минимализма.

Читайте также:  Как сделать воду мягкой в аквариуме

В стиле Ивагуми, каждый камень имеет определенное имя и роль. Типичное формирование Iwagumi использует три камня, наибольший камень называется Oyaishi, меньшие второстепенные камни называются Fukuseki, и сопутствующие камни группируются вокруг и называются Soeishi.

Большой Oyaishi камень обычно смещен от центра аквариума и представляет собой центральную точку композиции. Второстепенные Fukuseki камни расположены вокруг Oyaishi камня для формирования баланса, а маленькие Soeishi камни расположены не слишком тщательным образом создавая ощущение естественной случайности.

Почвопокровные аквариумные растения лучше всего подходят для этого типа аквариума.

• Ситняг карликовый / Eleocharis parvula
• Хемиантус / Hemianthus callitrichoides
• Глоссостигма / Glossostigma elatinoides
• Погостемон Хелфери / Pogostemon helferi
• Марсилия жестковолосая / Marsilea hirsuta
• Стаурогин / Staurogyne Spec.
• Риччия плавающая / Riccia fluitans
• Утрикулярия граминифолия / Utricularia graminifolia
• Эхинодорус нежный / Echinodorus tenellus
• Лилеопсис бразильский / Lilaeopsis brasiliensis
• Лилеопсис маврикийский / Lilaeopsis mauritiana
• Азиатский печеночный мох / Monosolenium tenerum
• Криптокорина карликовая / Cryptocoryne parva

Выбираем рыбу для аквариума в стиле Iwagumi подобного стилю природы. Небольшая однородная группа стайных рыб подходит лучше, поскольку они обеспечивают минималистический акцент и сохраняют чувство масштаба.

• Мелкие харациновые
• Мелкие расборы

Стиль Джунгли / Jungle Style

Стиль Джунглей в оформлении аквариума это обособленный от Голландского и Природного стиль, включающий в себя особенности обоих. При создании композиции в Jungle Style растения оставляют в более естественном, небрежно-запущенном виде. Как и в Голландском, стиль Джунгли практически не включает в себя элементы декора, но при отсутствии подрезки растений, открытое пространство будет ограничено. Стиль Джунглей использует более широкие и разнообразные формы листьев, чтобы обеспечить более грубую текстуру в аквариуме, в отличие от Nature Style, который использует более тонкую и равномерную текстуру, чтобы создать ощущение масштаба.

Выбирая растения для акваскейпа в стиле Джунглей, вы будете рассматривать общий вид, который хотите увидеть в аквариуме. Если вы хотите имитировать навес/купол из густых зарослей, то растения, которые достигают поверхности воды и плавно струятся по ней будут идеальными. Плавающие растения также отличный способ, чтобы ограничить интенсивность света на дне аквариума, обеспечивая точечный световой эффект на все растения под ними. Выбор более темного субстрата также будет полезным для общего оформления. Важно отметить, что при большом количестве растений в аквариуме, рекомендуется субстрат богатый питательными веществами.

Предлагаемые растения для акваскейпа в стиле Джунглей.

• Папоротник таиландский / Microsorum pteropus
• Больбитис Геделоти / Bolbitis heudelotii
• Валлиснерия / Vallisneria americana
• Кринум / Crinum sp.
• Апоногетон / Aponogeton sp.
• Эхинодорус / Echinodorus sp.
• Сагиттария шиловидная / Sagittaria subulata
• Гигрофила перистонадрезанная / Hygrophila pinnatifida
• Анубиас / Anubias sp.
• Лимнобиум побегоносный / Limnobium laevigatum

Биотоп

Для того, чтобы описать стиль Биотоп, нужно описать прогулку по музею естественной истории – диораму мест обитания. Биотоп определенно обусловлен географическим местоположением. Каждый элемент в аквариуме происхождением из того же места, чтобы в точности повторить определенную водную среду обитания. Если цель состоит в том, чтобы воссоздать горный ручей с рыбами и растениями, если таковые имеются, то они будут получены из той же самой среды горного ручья. Температура воды, однонаправленный поток, сила потока, а также химический состав воды также должны быть приняты во внимание, чтобы правильно воссоздать среду обитания.

В каком-то Биотопе и это не редкость, растения или рыбы могут являться исключением. Если все сделано правильно, Биотоп может быть действующей моделью экологической ниши, что при любых других обстоятельствах могло бы остаться незамеченным.

Палюдариум

Палюдариум это такие аквариумы, в которых переход от воды к суше происходит в пределах одной емкости. Палюдариум лучше всего подходит для воссоздания ощущения тропического леса, реки или берега ручья, болота, мангровых зарослей или озера; при этом часть композиции в аквариуме находится под водой, а другая часть над водой. Субстрат, камни или дерево можно использовать для создания зоны “земли” выше уровня воды. В части резервуара над уровнем воды можно выращивать растения в надводном положении, когда их корни под водой, а их верхняя часть на воздухе. Палюдариум также идеально подходит для демонстрации плавающих на поверхности воды растений и один из самых подходящих способов для содержания земноводных в аквариумах.

Растения в качестве отправной точки для палюдариума.

• Циперус / Cyperus alternifolius
• Спатифиллум / Spathiphyllum wallisii
• Анубиас / Anubias var.
• семейство Бромелиевые / Some Bromeliads
• Эйхорния / Eichhornia crassipes
• Пистия / Pistia stratiotes

Aquascape relax

“Вероятно, ощущение безграничного покоя,

которое дает нам Nature Aquarium,

мы получаем от созерцания

утопического существования живых существ внутри.” Takashi Amano

Ивагуми (Iwagumi) – оформление аквариума камнями, стили Iwagumi, виды камней.

Композиция из камней называется IWAGUMI. Это Японское слово. IWA означает “камень”, GUMI означает “расстановка”. То есть IWAGUMI означает расстановку двух или более камней для создания композиции.
Для расстановки камней существует огромное количество схем и правил которые описаны в главной книге Японского сада – Sakuteiki. Сад камней создается из пяти Основных типов камней.
Камни – это кости Японского сада. Если правильно разместить камни, остальной сад сам организуется.
Правило номер два Японского сада гласит: сначала расставь камни, потом деревья, потом травы. Тот-же принцип применим к Nature Aquarium и расстановке коряг.

Пять Основных типов камней.

Низкий вертикальный – Low vertical (Душа – Soul, Reishoseki stone) – база шире чем сужающаяся верхушка. Очень часто используемый камень.
Высокий вертикальный – Tall vertical (Тело – Body, Taidoseki). Вертикальный камень с основанием совсем немного шире чем верхушка.
Размещать наиболее тщательно – это самый высокий камень в группе и является определяющим основную линии движения сада. НИКОГДА не ставить впереди других камней!
Плоский камень – Flat stone (Heart stone, Shintaiseki). Самый полезный камень. В сложных композициях используется как центральный гармонизирующий элемент, а в более простых композициях служит гармонизации вертикальных камней горизонтальными линиями Земли или Воды.
Ветвистый или Арочный камень (Branching stone, Shigyoseki). Это камень с формой не по правилам – верхушка плоская и немного шире чем основание. Самый сложный камень для выбора, если верхушка слишком большая он выглядит неустойчивым. Это чрезвычайно полезный камень так как используется для связывания двух Горизонтальных камней с двумя вертикальными, так же как и для объединения группы камней ветвями дерева.
Полулежащий камень (Rreclining stone, Ox stone, Kikyakuseki). По высоте он между Плоским и Ветвистым, но никогда не ниже чем Плоский, и не выше чем Ветвистый. Один край камня выше чем другой. Это камень тонкой настройки, размещаемый впереди для объединения других камней, и должен размещаться очень тщательно.

Все эти Основные камни используются в любом количестве комбинаций, и часто сочетаются со Вспомогательными камнями (Helping, или Throwaway stones) в любом количестве и любой формы, которые уже не должны иметь форму выше перечисленных пяти Основных типов камней.

Эти Основные типы камней используются как главные камни образующие группы. В группе можно ставить два и больше камней одного из пяти Основных типов, но обычно используются группы из трех, пяти, семи штук одного из Основных типов. В одну группу н и к о г д а не ставятся камни разного Основного типа. Группы могут быть объединены вместе (как подгруппы) для создания большой фокальной точки.
Например группу из трех камней стоящих рядом друг с другом нельзя сделать из двух Низких вертикальных и одного Плоского – это будет полный абсурд. Вместо этого следует создать группу из трех камней – одного Основного Низкого вертикального, и двух Вспомогательных немного разного размера не повторяющих формы главного. Затем сделать вторую группу, например с Полулежащим. Вместе эти две группы образуют большую композицию. Вокруг групп из камней Основного типа для баланса композиции можно ставить любое количество камней любой формы меньшего размера, но только по форме не похожих на пять Основных типов камней – Вспомогательных. Это очень хорошо видно на фото внизу. Множество примеров сада камней в исполнении Амано есть на сайте aqua-shopping.net в Галерее 1 и Галерее 2.
Очень хорошо видно как раскладывают камни в галерее Oliver Knott, ADA Training Days Day2 и Day 3.
В галерее ADA Thailand можно видеть уникальный пример того, как Takashi Amano переделывает аквариумы оставляя расстановку камней, но меняя композицию при помощи растений!
Это объясняет самый важный аспект метода Takashi Amano: главное – композиция из коряг и камней, а посадка растений ей подчинена! Нужно создавать Ландшафт при помощи коряг и камней, а не пытаться создать его растениями. Удачный ландшафт = красивый аквариум! Создать акваландшафт одними только растениями – нереальная задача. Получается только композиция из растений, не Ландшафт. Похоже на составление букетов из цветов (Икебана), но никак не на садовое искусство. Задача Nature Aquarium – создание целостного Ландшафта в замкнутом сосуде. Амано использует коряги и камни как его основу. То есть, если сделана удачная композиция Ландшафта при помощи коряг и камней, то правильно подобрать и расположить растения будет намного проще. Мало того, с одним и тем же ландшафтом можно делать разные композиции с разной посадкой растений.
Лучшее что можно сделать – поставить пустой аквариум и расставлять в нем композиции. Со временем вы освоите все три типа и избежите массы ошибок при устройстве аквариума.

Правила расстановки камней по Takashi Amano:
– ставить нечетное количество камней, 3,5,7 штук
– не ставить камни одинакового размера и формы
– никогда не использовать камни разного цвета или камни из разных районов в одном аквариуме
– не используй камень в том виде в котором это противоречит его сущности
– не ставить камни и коряги в неустойчивом и неестественном положениях
– не ставить камни в один ряд – используйте принцип Sanzon-Iwagumi

1) Камни расставляют Группами. Групп может быть несколько (п. 2).
В каждой Группе камней можно использовать ТОЛЬКО ОДИН из пяти Основных типов камней!
Остальные камни каждой группы имеют форму отличную от Основных и просто дополняют их!
Это Вспомогательные, или Throwaway (Helping) stones.
2) Группы камней обычно по две-три штуки одного Основного типа, которые могут объединятся в Большую композицию для создания более крупной фокальной точки.
3) Можно ставить в группе два-три одного из Пяти Основных типов, но немного отличающихся по размеру. Это будут Male и Female камни (Мужской и Женский).
4) Никогда не использовать:
– камни которые были Явно отрезаны или сломаны
– камни с верхушкой больше чем основание (кроме типа Ветвистый – Arched, Brenching)
– вертикальные по своей природе камни ставить горизонтально или наоборот
– не ставить камень который не имеет отношения к остальным (другой породы?)
– смешивать камни обточенные водой (прибрежные) с камнями с острыми гранями (горные)
Нельзя ставить камни так, чтобы ось симметрии камня была под правильными углами к стенам рядом стоящих зданий (стенкам аквариума?).

На форуме APC советуют: “Обратите внимание, что при расстановке камней важно выставлять их таким образом, чтобы все меньшие, окружающие камни, были направлены (наклонены) на самый большой (Основной) камень в группе. Такое размещение акцентирует внимание на главном камне группы.”

И еще раз повторюсь: главное в расстановке камней и коряг – разделить объем аквариума на передний, средний, и задний планы.

Какие именно породы камней использует Takashi Amano можно видеть в каталоге ADA Камни и коряги/Layout Materials и в отчете о поездке в ADA от Oliver Knott – ADA Training Days.
Лучшие камни для Nature Aquarium – Малайское и Американское окаменелое дерево (petrified wood).
Для аквариума не пригодны породы выделяющие железо, кальций и магний: травертин, туф, гранит, мрамор, известняк. Кальций и магний повышают жесткость воды и ее pH. Избыток железа в воде угнетает рост растений и способствует росту водорослей. Образцы пород камней для NA есть в каталоге ADA.

Принцип Sanzon-Iwagumi.

Растения и камни в Nature Aquarium располагают используя важнейший принцип Японского садового искусства называемый “Sanzon-Iwagumi”:
“Это расположение камней по треугольнику. Самый большой камень из трех располагают немного впереди, второй по размеру справа сзади от него. Самый маленький камень ставят слева сзади. Сохраняйте пропорции такими, чтобы на виде спереди соотношение сторон образовавшегося треугольника слева-направо было 2:3. Три воображаемые линии между центрами камней должны образовать треугольник. При использовании этого принципа форма и очертания камней становятся неважными!” (Takashi Amano)
Прим.: можно положить камни точно так-же, но зеркально, т.е. самый большой сзади.

Читайте также:  Виды обогревателей (нагревателей) для аквариума

Если ставится больше трех камней, то следующую тройку располагают по тому же принципу, но по треугольнику большего/меньшего размера, другой формы, и смещая относительно первой тройки камней.

По этому же принципу садят растения, только переплетая и смещая треугольник растений относительно треугольника камней. Кстати, правило троек дает то, что число предметов всегда нечетное.

Расставляя камни разного размера следует располагать их так чтобы трещины были в одном направлении, и всегда присыпать грунтом основание камней. Так создается впечатление что группа камней является одним целым камнем. Это важный прием если у вас нет камней подходящего размера, и фундаментальное правило создания Iwagumi – получить впечатление Равновесия и Непрервыности. (ADA)

Кроме японских правил композиции сада камней Iwagumi Такаши Амано уделяет большое внимание и традиционному “Золотому сечению”. Один из номеров Aqua Journal быд посвящен его использованию в Nature Aquarium. Дискуссию о золотом сечениия (golden ratio) с массой примеров фото аквариумов можно найти на форуме my-mac.net.

Стили Iwagumi.

Такаши Амано о расстановке камней:

“У вас не получится хорошего Ивагуми, пока вы не научитесь быстро расставлять камни. Когда вы тратите на это много времени и слишком долго обдумываете, то восприятие притупляется, и вы делаете уже что-то ненатуральное, теряя чувство ритма. Иногда бывало, что я переставлял камни сотни раз, работая до глубокой ночи, пока наконец результат меня удовлетворял, но то , что казалось бы уже закончено и выглядело отлично, утром оказывалось несколько разочаровывающим. Опыт и некоторая интуиция гораздо важнее при аранжировке камней, чем художественный вкус. Несмотря на то, что художественный вкус очень важен при завершении композиции, в самом начале важно понимать, что камни в этом месте будут выглядеть именно так и не иначе. После того, как вы наработаете определенный опыт и натренируете интуицию в расстановке Ивагуми, то вы достигнете необходимой скорости работы и почувствуете ритм, который позволит вам творить сложные, утонченные композиции, передающие могущество и энергетику природы.

Как уже говорилось ранее, одновременно с наработкой практического навыка расстановки камней очень важно развивать способность видеть и чувствовать вещи не глазами, а сердцем, поскольку уж слишком много разных моментов сразу сочетаются в Ивагуми, таких как: ритм, игра теней, уравновешенность, торжественное впечатление, гармония, эстетичность и утонченность момента.”

Выбор камней для Ивагуми

Для скейпа с растениями очень важна фактурность камней, игра цвета и теней, для этого выбираются камни с многочисленными трещинами, выбоинами, неровные, испещренные, сложной формы, драматичные, потому что в аквариуме гораздо интереснее смотрится камень дающий игру теней. Растения сами по себе дают много теней и плюс цветовые пятна разной интенсивности, цветовые градиенты, поэтому камни должны быть очень выразительными. Так же важно, чтобы все выбранные камни для Ивагуми были одинаковой фактуры и цвета, это основное правило, поскольку наиболее естественно в аквариуме будут смотреться камни, которые создают впечатление того, что много лет назад они были одним целым, а затем распались на отдельные камни под воздействием времени.

Наиболее часто в Ивагуми используются следующие виды камней (stones):

MANTEN STONE

SEIRYU STONE
Серые камни с резкими углами, хорошо сочетаются с почвопокровными растениями, такими, как: глоссостигма, элеохарис, хемиантус куба.

Готовая композиция (Sergey Morozov & Button № 387 на IAPLC 2010, фото Павел Беляев)

OHKO STONE
Желтоватые камни с очень фактурной неровной поверхностью. Хорошо смотрятся с длинностебельными растениями, высаженными на заднем плане.


YAMA STONE
Камни внешне похожи на Manten Stones

RYUOH STONE
Камни похожи текстурой и цветом на SEIRYU STONE, но отличаются по форме и резкости углов.

Что такое акваскейп, принципы создания, рекомендации по уходу

Создание красивого дизайна в аквариуме – это очень интересный и увлекательный процесс. Каждый начинающий аквариумист, когда покупает первую «банку», мечтает о том, чтобы домашний водоем смотрелся гармонично и просто радовал глаз. Но, увы, порой добиться желанного результата не выходит, и чаще всего любителю подводной флоры и фауны сложно понять, что он сделал не так, и почему его творение не произвело должного эффекта.

Не удивительно, ведь акваскейп – это целая наука, которая требует особого подхода, тщательного изучения выбранного стиля, сравнения нескольких примеров и т.д. То есть, моментально реализовать свои задумки не получится. Здесь важен опыт, имеющиеся ресурсы (коряги, камни, растения, инструменты и т.д.). Но, определенно, этот процесс очень увлекает и многие люди запускают аквариумы исключительно ради того, чтобы создать нечто прекрасное. Словно художники, которые создают объемную картину под водой.

Акваскейп основывается на том, что аквариумист берет за основу какой-либо пейзаж или ландшафт, и при помощи различных материалов воссоздает его в рамках аквариума.

Понятие Акваскейпинг

По сути, определение слова «акваскейп» связано с английским словом «landscape», которое переводится, как «ландшафт». То есть, акваскейпер – это в некотором роде ландшафтный специалист, только работает он над небольшим (относительно придомовых и прочих территорий вокруг крупной недвижимости) отрезком площади, расположенным под водой.

Разработка дизайна аквариума – это работа над воссозданием какой-либо природной картины. Безусловно, существует масса направлений этой культуры, но все они основываются на том, что аквариумист берет за основу какой-либо пейзаж или ландшафт, и при помощи различных материалов воссоздает его в рамках аквариума.

Основные направления Акваскейпинга

Современная аквариумистика не стоит на месте, в ней также присутствуют свои модные тенденции. Поэтому, для начинающих аквариумистов важно правильно подобрать направление. Важно, чтобы он смог соблюсти все тонкости, и, в итоге, реализовал то, что приходится ему по вкусу. Самое главное – это чтобы аквариум нравился самому владельцу, хотя добиться этого, как показывает практика, непросто (постоянно хочется что-то переделать).

Голландский стиль

Когда-то он был крайне популярен и к этому направлению стремились, пожалуй, все любители подводной флоры и фауны. Но и сейчас он остается актуальным.

В основе этого направления лежит использование множества растений. По сути, это подводный сад. В редких случаях применяются коряги, и никогда – камни. Задача аквариумиста – правильно подобрать флору и разместить ее в аквариуме согласно строгим правилам. Например, это:

1. На каждые 10 см длины приходится один вид растений;

2. Соседние группы должны сильно отличаться друг от друга: по форме, размеру, расцветке и т.д.;

3. Растения следует размещать согласно правилам золотого сечения, этот акваскейп обязательно должен иметь «сильную» точку, которая притягивает к себе внимание;

4. Обязательно должны быть четко выделены передний, средний и дальний планы;

5. Необходимо воссоздать «лейденскую улицу», то есть, некий «коридор», идущий от передней к задней стенке;

6. Фон должен быть темным.

Природный аквариум

Пожалуй, это направление сейчас наиболее популярно. Акваскейп Амано сейчас стал настолько актуален, что по нему проводятся целые международные конкурсы. Его основная идея – это перенос какого-либо красивого и пейзажного места в аквариум.

Данный акваскейпинг подразумевает, что аквариумист выбирает какую-либо фотографию или просто находит красивое место, а затем детально реализует его в домашнем водоеме. Это могут быть необычные леса, ущелья, скалы и т.д.

Оформление аквариума проводится кропотливо, с использованием камней, коряг, особого субстрата и растений. Аквариумист может использовать разнообразные подстили. Например:

  • Ивагуми. Подразумевает использование камней;
  • Рюбоку. Дизайн составляется из коряг;
  • Мизубе. Композиция, при которой элементы декора уходят за поверхность.

Также стоит учитывать, что декорации и растения размещаются в определенной композиции:

1. Остров. Основная часть декора приходится на центр аквариума. Туда помещаются камни и коряги, высаживаются крупные растения. Углы остаются открытыми. Они или вовсе пустуют, или там помещаются низкие кусты вроде марсилии, кубы и т.д.;

2. U-образная композиция. В этом случае, наоборот, основная нагрузка размещается на углы. Зачастую для этого варианта подходят картины ущелий, лесов и т.д. По бокам ставятся валуны или большие коряги, а в центре практически ничего нет. Однако при этом важно соблюдать ассиметрию. То есть, какая-то сторона должна быть более массивной. Часто в этой композиции прокладывают дорожку, которая визуально делает аквариум более глубоким;

3. Треугольник. Из названия уже становится понятно, какая основа для оформления используется. Основная часть декораций размещается в одном углу, и она плавно переходит в центр, постепенно снижая высоту растений и уменьшая количество декора. В противоположном углу, как правило, не используют ничего, кроме мелкой растительности.

Биотопный аквариум

Также достаточно интересное направление. Его главная «фишка» — это соблюдение географических особенностей. То есть, аквариумист в аквариуме воссоздает как бы «кусок природного водоема», будто вырезал его в реальном мире и отнес домой.

Биотопный аквариум – это очень интересно и красиво, но больше подходит для поклонников определенных видов рыб. Например, если аквариумист очень любит скалярий, то он создает южноамериканский биотоп. В аквариум он помещает только этих рыб и других особей, которые также обитают в Амазонке, Ориноко и т.д. При этом используются растения из того же ареала обитания.

То есть, если делать биотоп «Амазонка», то в нем можно посадить скалярий, а также их соседей по водоему вроде красных неонов, коричневых дискусов, сомиков коридорас, апистограммы рамирези и т.д. Из растений – кабомба, эхинодорусы нежный и амазонский, красный и бразильский перистолистник и т.д. При этом обязательно нужно использовать коряги. Фильтрация же зависит от того, какой тип биотопа был выбран, поскольку существует даже биотоп «старица», при котором действие оборудования сведено к минимуму, а вода остается мутной, в ней присутствует опавшая листва и т.д.

Палюдариум

Акваскейп данного типа во многом схож с предыдущим видом. То есть, это такое исключительно природный вид аквариума, но отличается он тем, что вода в нем заполнена лишь на половину (а то и меньше), и часть растений и декораций расположены над поверхностью. То есть, это будто тот же кусок природы, но с куском берега.

Это целый подводный сад, в котором высаживаются растения, но некоторые из них переходят и за поверхность, а часть и вовсе располагаются только на суше. Соответственно, чтобы вся эта флора не завяла, для нее нужно поддерживать высокий уровень влажности и прочие условия, к которым она привыкла в естественной среде.

Морской аквариум

Это полностью отдельное направление, которое пользуется популярностью у особых любителей, которым, как правило, надоела пресноводная аквариумистка, и они желают перейти на новый уровень.

Морской акваскейпинг – это невероятно интересно, но здесь нужно учитывать свои особенности, без которых успешно заниматься этим хобби не получится:

1. В подобные аквариумы помещаются исключительно морские рыбы и прочие обитатели, которые живут в соленой воде. Любое пресноводное существо попросту погибнет в ней;

2. Для содержания такого аквариума нужно более дорогостоящее оборудование и расходные материалы, поскольку в нем нужно четко контролировать состав воды и прочие параметры;

3. Стоимость морских обитателей гораздо выше, чем пресноводных.

К сожалению, кратко описать этот вид не представляется возможным. Это отдельная культура и ветвь в аквариумистике, в которой очень много нюансов. Можно сказать, что морская аквариумистка – это высший пилотаж в акваскейпе.

Как создать Сад под водой?

Прежде всего, аквариумисту не стоит торопиться, это ни к чему хорошему не приведет. Перед запуском аквариума необходимо прочитать соответствующую литературу, поинтересоваться у опытных акваскейперов на форумах и т.д.

Только с некоторой базой знаний можно успешно воссоздать подводный сад. В целом же перед созданием необходимо:

1. Сначала нужно понять для себя, какое направление будет использоваться;

2. Далее необходимо выбрать оптимальную композицию, отталкиваясь при этом от собственных предпочтений и формы аквариума;

3. После этого следует подобрать растения. Важно, чтобы разная флора и фауна имела схожие требования к параметрам воды и содержанию. В противном случае, потери будут неизбежны;

4. Если идея уже существует, и аквариумист знает, что он хочет видеть у себя «в банке», то ему остается лишь правильно запустить аквариум, кропотливо выставить декорации и высадить растения. В завершении остается только поддерживать результат, не давая растениям разрастись.

Уход за Акваскейпом

Чтобы аквариум продолжал радовать владельца, и он не потерял плоды своих трудов, акваскейп должен получать соответствующий уход. Прежде всего, нужно регулярно подменивать воду и чистить субстрат (если это необходимо).

Кроме того, обязательно следует подстригать растения, чтобы они не «размывали» композицию, вылезая за ее рамки. Если коряги начали истончаться и уже не оказывают должное воздействие, то их нужно убрать, заменить на новые. Или, как вариант, можно полностью разработать новый дизайн, проведя перезапуск аквариума.

Насколько полезна была статья?

Средний рейтинг 5 / 5. Подсчёт голосов: 5

Пока голосов нет. Будьте первым!

Мы сожалеем, что этот пост не был полезен для Вас!

Ссылка на основную публикацию