Расборы – виды, фото и описания рыб

Как проходит нерест

Для откладывания икры самка, перевернувшись брюшком вверх, откладывает икринки так, что они приклеиваются на нижней стороне листа.

Самец, почти как бойцовая рыбка петушок изгибается вокруг самки, чтобы полить молоками отложенные икринки. Количество за один вымет невелико — всего около десятка. Нерест продолжается около двух часов. Максимальное количество икринок от одной пары может быть – до двухсот или меньше.


Если за мальками правильно ухаживать, они вырастут быстро. Уже через полмесяца после начала плавания по бокам у них начинает формироваться характерное клиновидное пятно: появляется маленькое тёмное пятнышко.

Расбора Хенгеля (Trigonostigma hengeli)

Самый мелкий представитель рода, достигающий длины всего 3 см, и при этом характеризующийся наименее высоким, прогонистым телом. Пятно лишь слегка расширяется в передней части и скорее представляет собой продольную полосу, тянущуюся от основания хвоста до средней части туловища. Передняя ее часть окружена ярко-желтым кантом, общий же тон окраски золотистый. Вид редок в природе и детали его распространения нуждаются в уточнении. Достоверно известно его обитание в некоторых западных районах Таиланда.

Внешний вид

Аквариумные рыбки расборы имеют яркий внешний вид, но чтобы они хорошо чувствовали себя в аквариуме, их лучше всего покупать сразу по несколько штук, так как в природе они плавают косяками. Родиной этих рыбок является Юго-Восточная Азия. Обитают они в реках, ручьях и небольших водоёмах, которые располагаются в джунглях.

Существует более пятидесяти видов расбор, но самой распространённой из них является гетероморфа, поскольку она имеет интересный окрас и небольшой размер. В среднем эта подводная обитательница вырастает до 4 см. Её также называют расборой клиновидной или клинопятнистой тетрой.

Данная рыба живет около 4 лет

Этот вид получил такое название из-за чёрного пятна на хвосте, которое по форме напоминает клин. Сама же рыба имеет медный окрас.

Кстати, по этому пятну можно довольно просто отличить самку от самца. У самочки пятнышко короткое и оно не доходит до брюшка, а его нижний угол слегка скруглён. Самец имеет остроугольное и длинное пятно. У расборы спинной и хвостовой плавники красноватые. Живёт она от трёх и до четырёх лет, продолжительность её жизни зависит от условий обитания.

В данном видео вы подробнее узнаете о данной рыбе:


Содержание расборы клинопятнистой не вызывает особых трудностей, и именно поэтому её часто заводят начинающие любители водного мира. Расбора гетероморфа хорошо уживается со всеми мирными рыбами.

Описание

Тело вытянутое. Окрас может быть различных оттенков красного. Спина коричневатая, грудь серебристо-желтая, бока красно-желтые, а брюшко светло-желтого цвета.


За жаберными крышками, ближе к центру расположено крупное темное пятно, в основании плавников спинного и анального более мелкие пятна, спинной плавник с двумя темными полосами.


Цветовой рисунок может несколько изменяться в зависимости от популяции, причем некоторые формы проявляют более интенсивную красную окраску, чем другие.

Совместимость: со всеми мирными рыбками, маленькими рыбками.

Расбора: содержание, разведение, виды, совместимость, фото

Расбора — стайная рыбка семейства карповых водится в восточно-азиатских водоёмах, встречается в Африке. Селится в стоячих озёрах и прудах, неторопливых реках, держится в верхних слоях воды. Тело вытянутое, приплюснутое с боков, заканчивается раздвоенным хвостом. Рот направлен вперед или вверх, усиков нет. Боковая линия вначале опускается вниз, затем дугообразно проходит по телу до хвоста. У некоторых видов боковая линия неполная. Чешуя относительно крупная. Типичный размер расбор — до 5 см. Продолжительность жизни — 4-5 лет.


Совместимость с другими рыбками: расбора уживается со спокойными, моразмернвми соседями — данио рерио, неоны, тернеции, родостомусы, кардиналы, миноры, гуппи, моллинезии, пецилии. Ошибкой станет совместное содержание с крупной, агрессивной рыбой — астронотусы, карпы кои, золотые рыбки, дискусы, различные африканские цихлиды.

Betta мания. Всё о петушках и их видах.

Происхождение.
Сиамская бойцовая рыбка Betta является пресноводной, её естественная среда обитания и происхождения ограничивается некоторыми странами Юго-Восточной Азии, в частности встречается в Индонезии, Тайланде, Малайзии и Вьетнаме. У этой рыбки довольно специфическая форма тела и иногда довольно агрессивное поведение, связанное с защитой своей территории. Петушки делятся на три основные группы: Betta, Betta Cupang Adu (бойцовые рыбки) и дикие Betta.

Относятся к семейству Osphronemidae. Всего известно более 70 видов петушков. Список видов в спойлере:

Akarensis
Betta akrensis
Betta antonii
Betta aurigans
Betta balunga
Betta chini
Betta ibanorum
Betta pinguis
Betta obscura

Albimarginata
Betta albimarginata
Betta channoides

Anabantoides
Betta anabantoides
Betta midas

Bellica
Betta bellica
Betta simorum

Coccina
Betta brownorum
Betta burdigala
Betta coccina
Betta livida
Betta miniopinna
Betta persephone
Betta rutilans
Betta tussyae
Betta uberis

Dimidiata
Betta dimidiata
Betta krataios

Edithae
Betta edithae

Foerschi
Betta foerschi
Betta strohi
Betta mandor
Betta rubra

Picta
Betta falx
Betta picta
Betta simplex
Betta taeniata

Pugnax
Betta apollon
Betta breviobesus
Betta cracens
Betta enisae
Betta ferox
Betta fusca
Betta kuehnei
Betta lehi
Betta pallida
Betta prima
Betta pugnax
Betta pulchra
Betta schalleri
Betta stigmosa
Betta raja

Splendens
Betta imbellis
Betta smaragdina
Betta splendens
Betta stiktos

Unimaculata
Betta compuncta
Betta gladiator
Betta ideii
Betta macrostoma
Betta ocellata
Betta pallifina
Betta patoti
Betta unimaculata

Waseri
Betta chloropharynx
Betta hipposideros
Betta pardalotos
Betta pi
Betta renata
Betta spilotogena
Betta tomi
Betta waseri

Аквариум для лабиринтовых
Каким должен быть аквариум для лабиринтовых рыб? Конечно, таким, чтобы рыбам в нём было комфортно. Для этого нужно вспомнить условия их жизни в природных условиях. Основная часть лабиринтовых рыб живёт в Юго – Восточной Азии, часто в непроточных мелких водоёмах с низким содержанием кислорода в воде, что в процессе способствовало выживанию только тех рыб, которые имели дополнительные органы для добывания кислорода . читать дальше

Вода для аквариума с лабиринтовыми
Процесс водоподготовки для аквариума с лабиринтовыми рыбками актуален в отношении, прежде всего, для тех рыб, которые живут исключительно в мягкой и кислой воде. Этих рыб нужно постоянно содержать в такой воде, которая, по крайней мере, в Москве, из крана не течёт . читать дальше

Бойцовая рыбка Петушок (Betta Cupang Adu):
Эта бойцовая рыбка имеет несколько подвидов, наиболее известные из которых следующие:

1. Петушки, которые вынашивают икру во рту.

Albimarginata
Betta albimarginata
Betta channoides

Половой Диморфизм

Самки этого рода окрашены несколько бледнее, чем самцы и имеют небольшие плавники, в отличии удлиненных у самцов.

В природе едят почти все живое, что может поместится им в рот, включая насекомых, червей, личинок комаров, беспозвоночных и мальков.

БЕТТА ПЕРСЕФОНА (Betta persephone)

Бетта Персефона или петушок Персефона в естественных условиях обитает торфяных болотах и лесных протоках, расположенных в Малайзии, Юго-Восточная Азия. Свое название рыбка получила в честь греческой богини Персефоны, дочери Деметры и Зевса и королевы Подземного мира, из-за темной окраски тела. В этих местах обитания рыб над поверхностью воды нависают густые ветви деревьев, которые существенно затрудняют возможность солнечным лучам проникать к ее поверхности, в результате чего на дне царит полумрак.

Вода насыщена гуминовыми кислотами, выделяющимися разлагающейся органикой на дне, что придает ей коричневатый цвет.

Дно покрыто толстым слоем опавших листьев, ветвями и подводными корнями деревьев. В сезон засухи петушки Персефона в течение нескольких недель вынуждены жить среди влажного мусора, так как порой водоем почти пересыхает. В связи с трудностью поддержания требуемых параметров воды в аквариуме, данных рыб не рекомендуется содержать начинающим аквариумистам.

Betta persephone имеет удлиненное тело, окрашенное в темный, почти черный, цвет. Плавники и хвостовое оперение голубоватые. Самцы имеют удлиненные плавники и более яркую окраску, чем самки. В преднерестовый период на теле самок появляются полосы темного цвета. Размер рыб составляет 3 – 3,5 см.

Петушков Персефона предпочтительно содержать в видовом аквариуме, поодиночке, парами или группой, состоящей из 1 самца и нескольких самок. Возможно содержание в общем аквариуме совместно с небольшими по размерам мирными рыбами. В принципе можно содержать в одном аквариуме и нескольких самцов, но в этом случае в аквариуме должно находиться множество различных укрытий и высажено большое количество растений.

Как и другие виды петушков этих рыб можно содержать без грунта, что значительно упрощает уход за аквариумом. На дне можно расположить ветви деревьев и большие коряги. Для максимального приближения аквариумных условий к естественным, на дне можно расположить подстилку из высушенных листьев бука, дуба или миндаля. В такой лиственной подстилке будут развиваться колонии микробов, которые являются хорошим вторичным кормом для мальков.

Параметры воды: температура 22-28°C, жесткость dH 1-5°, кислотность pH 4,0-6,0. Фильтрация не должна быть слишком активной. Держите аквариум плотно закрытым крышкой, так как рыбам противопоказан прохладный воздух над поверхностью воды.

В природе бетта Персефона питается мелкими насекомыми и беспозвоночными. В аквариуме рыб кормят разнообразными сухими кормами, а также, для того, чтобы окраска рыб была более яркой их регулярно подкармливают живыми и замороженными дафнией, артемией и мотылем. Выдаваемый корм нужно строго дозировать, не допуская перекорма рыб, так как они подвержены ожирению.

Перед нерестом самки самец строит гнездо в пластиковой трубке, расположенной на дне или среди гущи листьев растений. Аквариум сверху должен быть плотно накрыт крышкой. Некоторые аквариумисты натягивают сверху пленку. Эти меры необходимы для того, чтобы над поверхностью воды был теплый влажный воздух, без которого у мальков не может нормально развиваться лабиринтовый орган дыхания. Обычно нерест начинается в непосредственной близости от гнезда. В процессе брачных игр самец обвивает своим телом тело самки и в это время она выметывает порцию икры. Самец тут же оплодотворяет икру, а самка ловит ее и переносит в гнездо. Эти рыбы не особо плодовитые, самка выметывает около 20 икринок, хотя порой случается, что и 50 икринок не предел.

Читайте также:  Абрамитес мраморный (Abramites hypselonotus)

Производителей оставляют в аквариуме, они не трогают икру и проявляют заботу о будущем потомстве.

Личинки выклевываются через 24 – 72 часа и остаются в гнезде еще 3 – 4 дня. Все это время мальки питаются питательными веществами, содержащимися в их желточном мешке. Как только мальки начнут плавать, производители теряют к ним интерес, но не трогают их.

Мальки достаточно крупные и с первых дней жизни способны питаться микрочервями и артемией. Для того, чтобы мальки были здоровыми нельзя их перекармливать, а в аквариуме 1 раз в 2 дня необходимо производить подмену 1/10 части воды свежей.

Продолжительность жизни бетта Персефона в аквариумных условиях составляет около 3 лет.

Параметры воды: температура 22-28°C, жесткость dH 1-5°, кислотность pH 4,0-6,0. Фильтрация не должна быть слишком активной. Держите аквариум плотно закрытым крышкой, так как рыбам противопоказан прохладный воздух над поверхностью воды.

Питание

В природе питается мелкими ракообразными и прочими беспозвоночными. В домашнем аквариуме станет принимать большинство популярных коммерческих кормов. Рекомендуется использовать специальные продукты для Бойцовых рыбок, выпускаемые многими производителями, содержащие все необходимые витамины и микроэлементы.

Взрослые особи достигают в длину около 3-х см. Рыбка обладает удлинённым гибким телом. Окраска тёмная почти чёрная. Плавники и хвост имеют яркие голубые оттенки. В сезон размножения проявляются половые различия. Самец сохраняет свои цвета, а самка заметно бледнеет, а по бокам появляются тёмные полосы.

Betta от рождения до зрелости – Мафия Betta Splendens Рыбка Петушок

В этот момент начинается выброс икры и оплодотворение ее самцом.

Сейчас на сайте

Betta midas Tan, H.H., 2009
Abstract
Betta anabatoides is redescribed based on fresh material from Kalimantan Selatan and Kalimantan Tengah, in Indonesian Borneo; a neotype is designated. Betta midas, new species, is described from the lower Kapuas basin in West Kalimantan. It differs from B. anabatoides in being more slender and having a greater number of gold scales.
Redescription of Betta anabatoides Bleeker, and a new species of Betta from West Kalimantan, Borneo (Teleostei: Osphronemidae).
Tan, H.H. Zootaxa 2165: 59-68, 2009

Женские архетипы. Персефона

Персефона — женщина-дочь. Двойственный архетип, более сложный, чем предыдущие два. Возможно, он является пограничным — им завершается триада «уязвимых» (семейных) богинь и уже чувствуется влияние следующей тройки — богинь независимых, самих определяющих свою судьбу.

Двойственность образа в том, что одновременно он представляет и хрупкую нежную девушку, богиню Весны и могущественную повелительницу Царства Мертвых. Перейдем сразу к мифу.

Персефона — любимая (и согласно ранним мифам) единственная дочь Деметры от Зевса. Однажды юная Персефона веселилась на лугу вместе со своими подругами-нимфами. Здесь ее увидел бог подземного царства Аид и захотел похитить. Он упросил богиню земли Гею вырастить чудесный цветок, прекраснее которого еще не было. Когда Персефона на мгновение отвлеклась, залюбовавшись цветком, Аид схватил ее и унес под землю. Нимфы не успели ничего заметить, только слышали крик подруги. Поэтому никто не смог сказать убитой горем Деметре, что случилось с ее ребенком. Только всевидящий бог Солнца, сжалившись, наконец, рассказал ей о произошедшем на лугу. Из предыдущего поста о Деметре вы знаете о последствиях. В гневе и отчаянье Деметра перестала выполнять свои функции и наступил голод. Чтобы предотвратить гибель людей Зевс был вынужден приказать Аиду вернуть Персефону. Тот не осмелился ослушаться, но на прощание дал ей съесть несколько зерен граната — символа брака. Поэтому Персефона была обязана вернуться у нему обратно. С тех пор осень и зиму Персефона проводит с мужем в царстве мертвых — в это время погружается в печаль Деметра, а вместе с ней увядает вся природа. Но затем она возвращается к матери и снова приходят весна и лето.

В общем, «все по Фрейду» — девушка, которая мечется между матерью и мужем, а те не могут поделить ее. Единственный путь такой женщины, если она не хочет всю жизнь прожить в подчинении и страдать — выбрать свой собственный путь. К этому приходит и античная Персефона. Сначала она помогает своей матери — богине плодородия и урожая. Изначально функция Персефоны — дочка-помощница. Затем, у нее появляются функции богини Весны — начинает прорисовываться образ самостоятельной богини. Но половину года Персефона проводит в подземном царстве и здесь ей тоже не приходится скучать. Из жены и помощницы Аида она вырастает в отдельную фигуру. Теперь она повелительница душ умерших, грозная богиня, которая даже отодвигает Аида на второй план. Именно Персефона встречает «новоприбывших» в ее царство, решает их судьбы. Позже в ней проявляются черты Афродиты. Как в девушке с замужеством просыпается сексуальность. Персефона преследует и карает редких возлюбленных Аида, а также не хочет возвращать Афродите прекрасного Адониса, сделав его своим возлюбленным. О раскрывшейся привлекательности Персефоны начинают ходить слухи — герои Тесей и Пейрифой спускаются в подземное царство, чтобы похитить Персефону и сделать ее женой Пейрифоя, за что были жестоко наказаны Аидом и самой Персефоной.

В реальной жизни девушки-Персефоны в юности очень зависимы от родителей. Живут под контролем и в подчинении. Они хрупкие, уязвимые, почти не имеют своего мнения. На самом деле почти все женщины в детстве имели схожесть с архетипом Персефоны. Исторически этот архетип также был очень распространен — передача юной дочери из рук родителей в руки мужа, без права голоса. А дальше — либо покорность судьбе и близким на всю жизнь, либо тайный бунт и перерождение в самостоятельную личность.

То, что юная богиня весны была похищена именно Аидом — повелителем мертвых, а заодно и своим родным дядей, т.е. «человеком» старше ее, чрезвычайно символично. Бог подземного царства пресек ее прежнюю жизнь — таким образом брак Аида и Персефоны символизирует смерть девичества, смерть прежней жизни женщины, которой она жила до замужества. Через этот этап проходит любая женщина. Поэтому в каждой из нас есть Персефона. Многим приходится после разрываться между прежней семьей и новой. Мифы противоречивы. Одни говорят, что Персефона была счастлива вернуться к матери, другие — что она любит Аида. Вероятно, вторые мифы более поздние и относятся к тому времени, когда родовая семья стала уходить в прошлое, а дети окончательно отделились от родителей в свои собственные семьи. Эта версия мифа говорит, что Персефона знала, что будет, если она съест семена граната, и добровольно проглотила их, несмотря на запрет матери ничего не есть в подземном царстве. А потом «прикинулась дурочкой», сказав, что и не ела ничего, только такую мелочь. Это тайный бунт против всевластной матери.

В реальной жизни Персефона, даже став самостоятельной личностью, частично сохраняет свои прежние черты. Но может использовать их и в своих целях, благодаря чему у нее обычно неплохо складываются отношения с женщинами и есть много подруг. Она демонстрирует им свою уязвимость, хрупкость, женственность, вызывая желание защитить и покровительствовать. Нередко у Персефона есть более старшая подруга, которая помогает ей и поддерживает. Это современная аллюзия отношений Персефоны с Деметрой.

Что касается мужчин, то Персефоной активно интересуются 3 типа:

  1. Такие же несамостоятельные, как она, уязвимые молодые мужчины.
  2. Наоборот, зрелые состоявшиеся мужчины, у которых она вызывает отеческие чувства — заботиться, баловать, покровительствовать.
  3. И мужчины, которым изначально проще строить отношения с более молодой партнершей, потому что ее можно многому научить, «воспитать под себя».

Что касается детей, то у Персефоны с ними в этом плане скорее «равные» сестринские отношения. Ведь прежде всего нужна забота о самой Персефоне, она не очень много может дать детям в этом плане. Поэтому их воспитанием чаще занимается либо ее мать, либо свекровь, а то и сам муж. Даже в зрелом возрасте Персефона может выглядеть слабой женщиной и забота о ней перекладывается на плечи уже ее детей. Впрочем, она может просто умело носить эту маску.

Сюжет мифа о похищении Персефоны впоследствии стал одним из популярных сказочных сюжетов. Любое произведение, где девушку похищает чудовище или, наоборот, она сама добровольно приходит к нему. Сказки про Змея Горыныча, крадущего царевну или «Красавица и Чудовище» — это аллюзии на брак Аида и Персефоны.

  1. Такие же несамостоятельные, как она, уязвимые молодые мужчины.
  2. Наоборот, зрелые состоявшиеся мужчины, у которых она вызывает отеческие чувства — заботиться, баловать, покровительствовать.
  3. И мужчины, которым изначально проще строить отношения с более молодой партнершей, потому что ее можно многому научить, «воспитать под себя».

Женские архетипы. Персефона

Персефона (Прозерпина) — архетип, который формирует личность под влиянием других людей. Женщина-персефона может быть совсем разной, поскольку основной чертой этого архетипа является пассивность, податливость и покорность чужой мысли.

В нашей культуре девочек нередко воспитывают как покорных и спокойных, поэтому этот архетип может легко развиться в личности. Женщина-персефона также имеет еще один архетипический образ — Властительница. Как правило, этот аспект личности приходит с возрастом или присутствует в определенном аспекте жизни женщины, не проявляя себя в других ситуациях. Как правило, период самоопределения проходит каждая девушка, выбирая профессию или выходя замуж, но Персефона может прожить всю жизнь, так и не узнав, чего же она хочет.

Читайте также:  Пристелла-альбинос (Pristella maxillaris)

Персефона как Кора — это нерешительная вечная девушка, которая только наблюдает за тем, как кто-то или что-то влияет на ее жизнь, у нее нет целей, мыслей и даже определенных желаний, она, как «Душечка», живет мыслями окружающих, не развивая собственные чувства.

Такие качества нередко развиваются в семейных отношениях, когда один из родителей опекает дочь настолько, что они сливаются в симбиоз и чувства одного неотделимы от другого. Такие отношения только усиливают естественную пассивность Персефоны и не дают развиться другим архетипам.

Женщина-персефона всегда остается юной и требующей заботы, в любом возрасте она выглядит и ведет себя намного моложе своего возраста. Она с легкостью подстраивается под требования окружающей среды и становится такой, какой ее хотят видеть. Интересно что при этом самая Персефона не ощущает дискомфорта или каких-либо чувств. Персефона не умеет принимать решения, боится подвергать испытаниям чувства, поскольку это требует определенных обязательств и причиняет неудобство через неминуемую потребность выбора, и требует умения говорить «нет». Часто женщина-персефона, равно как и в мифе, имеет мать — Деметру, которая продолжает и расширяет свою жизнь через дочь. Эти отношения очень близкие и крепкие, из-за этого женщина Персефона не развивается в зрелую личность. Такая женщина практически не имеет секретов от матери и принимает все интерпретации матери как свои собственные, тем самым лишая себя личного опыта и собственных мыслей.

Женщины относятся к Персефоне доброжелательно и, как правило, снисходительно. Персефона создает впечатление маленькой и хрупкой, нередко может вызвать материнские чувства даже у женщин своего возраста. Часто Персефона дружит с женщиной, у которой сильная целостная личность, которая расширяется за ее счет, Персефона идет за ней и в точности повторяет все то, что видит, часто даже не сознавая этого.

С мужчинами это женщина-ребенок, пассивный, наивный и стыдливый. Персефона привлекает мужчин трех типов:

Первый тип — такие же эмоционально незрелые. Часто эта первая подростковая любовь и исследуя мир, они учатся чувствовать друг друга. Как правило, в таких отношениях Персефона остается незрелой и зависимой от семьи.

Второй тип — более деловой, твердый и властный мужчина, которого привлекает ее женственность и хрупкость, противоположная его качествам. Она влюбляется в его силу, властность и индивидуальность, которых ей так не хватает.

Третий тип — это мужчины, которым по разным причинам сложно и неуютно со «взрослыми» женщинами. С юной и наивной Персефоной им легче казаться более сильными и опытными. Его сила и утверждения беспрекословно и с восхищением принимаются ею, в сущности, с ней он может быть самым собой и не бояться быть осужденным. Для такой женщины — это заботливый «отец», который направляет, балует, не требует от нее роста и развития. Она устраивает его такой, какая есть и, в сущности, она играет роль вечного ребенка, переходя из рук матери в руки мужчины, даже не соприкасаясь с реальностью.

Момент замужества все-таки может стать для нее переломным моментом, если она влюбляется в человека, который не нравится ее матери. Она оказывается перед выбором. Если выбор будет сделан в пользу замужества и Персефона сможет эмоционально отделиться от матери, она со временем станет зрелой личностью, если же это не произойдет — так и останется вечной девушкой-подростком.

Девушкам, в которых присутствует архетип Персефоны, необходимо как можно чаще рефлексировать, прислушаться к собственным чувствам и научиться отделять свои чувства от чужих.

© Э.В. Карепова, 2009 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Второй тип — более деловой, твердый и властный мужчина, которого привлекает ее женственность и хрупкость, противоположная его качествам. Она влюбляется в его силу, властность и индивидуальность, которых ей так не хватает.

Легенда о Персефоне

Однажды, удалившись от своей матери Деметры, Персефона собирала цветы на весеннем лугу. Ее привлекало видом и запахом каждое растение, и она не могла нарадоваться их свежести и разнообразию. Неожиданно взгляд девушки упал на прекрасный цветок, не похожий на знакомые и любимые ею фиалки, розы, лилии. От одного мощного стебля выходило сто головок, пылающих неуга-симым огнем. Исходившее от них благоухание было таким могучим, что казалось, будто оно наполнило все небо, землю и соленые воды моря. Даже Гелиос придержал на мгновение колесницу, чтобы вобрать в грудь божественный аромат.
Обеими руками стала срывать удивленная и обрадованная девушка цветок за цветком, не замечая, что рядом с нею оседает почва и образуется зияющий провал. Оттуда, на колеснице, запряженной угольно-черными конями, вылетел сын Кроноса, владыка подземного мира, бог с множеством имен. Он подхватил деву. И тотчас же колесница опустилась и над нею сомкнулась земля.
Персефона едва успела вскрикнуть, призывая на помощь отца. Но победный вопль Аида, ликовавшего, что уносит драгоценную добычу, заглушил слабый девичий голосок. Ахнули от этого крика подземная бездна, моря и вершины гор. Услышала его и Деметра. Рванулась она на луг, где оставила дочь. Девушки нигде не было. Распрямились помятые ею цветы. Загудели над ними пчелы и осы. Ничто не напоминало о случившемся.

Безмерное горе пронзило сердце матери. Сорвала она со своих волос цвета спелого колоса венок, накинула темный плат, набросила на плечи длинный черный хитон и устремилась по суше и морю на поиски родного птенца. Ни боги, ни люди, ни птицы небесные ничем не могли ей помочь. Девять дней ме-талась повсюду несчастная мать. Она обходила леса, спускалась в овраги, с двумя факелами в руках обшаривала пещеры. Ни разу за все время не присела отдохнуть, не омыла разгоряченного лица, не вкусила божественной амброзии, не выпила нектара. И только поняв, что самой ей ничего не узнать, поднялась она на небо, чтобы обратиться с мольбой к Гелиосу:
– Ты, пронизывающий своими лучами землю и море, сжалься надо мной и скажи, кто из богов или смертных похитил мое дитя?
– Это твой брат Аид унес ее к себе! – отозвался Гелиос, не останавливая коней.
Опустилась Деметра на землю, даже не взглянув в сторону Олимпа. “Не иначе,- думала она,- Зевс уступил Аиду свою дочь, не подумав обо мне. И никто из богов не защитил ее!”
Изменив внешность, побрела она, безутешная, по земле. Оказавшись в Аттике, у родника, где элевсинские девушки черпали кувшинами воду, Деметра бессильно опустилась на камень,- впоследствии его назовут “камнем скорби”. Здесь ее, всю в слезах, увидели дочери элевсинского царя. Проникшись сочувствием к незнакомке, они участливо спросили:
– Кто ты и в чем твое горе?
Не открылась богиня, сказала, будто она родом с Крита и была похищена разбойниками, от которых ей удалось скрыться. Спросила она девушек, нет ли поблизости дома, где бы ей дали кров и где бы она могла ухаживать за ребенком или исполнять другую, работу, приличествующую ее возрасту.
Девушки отвели незнакомку в дом своего отца Келея. Переходя через порог мегарона, Деметра задела головой притолоку двери, и по дому распростра-нилось сияние. Увидела это царица, сидевшая у столба, подпирающего кровлю, с младенцем на руках. Она сразу поняла, что не простую смертную привели дочери. Поклонившись чужестранке, она предложила ей свое кресло. Но Деметра отказалась, пристроившись на деревянном сиденье у края стола, продолжала предаваться печали. Не коснулась она ни еды, ни вина, поставленных перед нею, и сидела безучастная ко всему. Лишь острая шутка одной из служанок. Ямбы, вызвала на лице богини невольную улыбку. (По имени этой служанки получил название стихотворный размер ямб, которым греки писали те стихи, которые хотели приблизить к разговорной речи.)
Такой добротой осветилось измученное лицо незнакомки, что передала ей царица своего ребенка и попросила взять на себя заботу о нем. И отдала богиня сыну царицы всю материнскую любовь. Она прижимала его к груди, согревала своим божественным дыханием, натирала амброзией. Ночью, когда царский дом затихал, погружаясь в сон, богиня заворачивала младенца в пеленки и клала в пылающую печь.
Младенец за несколько ночей вырос как за год, взгляд его стал осмыслен-ным, и заговорил он, на удивление всем, как взрослый. Захотела царица узнать, как было достигнуто это чудо. Незаметно она проникла в детскую и, увидев ребенка в огне, закричала.
– Что ты делаешь! Отдай мне сына.
Деметра вынула ребенка из печи и, положив его на землю, сказала:
– Возьми! Вам, людям, неведомо, где добро, где зло. Если бы не твоя глупость, я бы вернула его тебе бессмертным.
При этих словах весь дом наполнился ароматом зерна и запахом спелых плодов. Перед царской четой вместо жалкой нищенки предстала величествен-ная и прекрасная богиня.
– Деметра!- в один голос вскрикнули родители и упали перед богиней на колени.
– Да, я Деметра, дарующая радость бессмертным и смертным!- подтвердила богиня.-Пусть ваш народ воздвигнет мне в городе великий храм, а за городской стеной, у колодца, где я встретила дев, поставит алтарь. Я же научу вас священным обычаям, чтобы вы и те, кто будет за вами, прославляли меня и мои дары.
А на земле, с тех пор как Деметра отправилась на поиски Персефоны, прекратились рождение и рост. Напрасно земледельцы шли за волами, бросая зерна в иссохшую землю. Ни одно из них не взошло. Стоны умирающих от голода и болезней доносились до Олимпа. Перестали дымиться алтари. Никто не приносил жертв богам, обитающим в олимпийских чертогах. Тогда отправил 3евс вестника на поиски Деметры. Тот отыскал ее во вновь сооруженном элевсинском храме, сидящей одиноко в своем черном одеянии, и пригласил на Олимп. Не тронулась она со своего места, ничего не видя и не слыша. Зевс отправил в Элевсин за Деметрой других богов и богинь. Они, явившись, сулили ей почести, обещали богатые дары, но не шелохнулась Деметра.
Тогда Зевс послал вестника за Персефоной. Аид не посмел отказать брату. Но, отпуская супругу, он дал ей проглотить несколько зернышек священного граната. Поэтому Персефона должна была каждый год возвращаться к мужу на три зимних месяца.
Когда Персефона появилась перед матерью, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние, украсила прекрасную голову венком из ва-сильков. Заключив дочь в объятия, она не расставалась с нею до тех пор, пока поднявшиеся на стеблях колосья не вскинули пригоршни зерен, жертвенную дань небу, дающему свет и тепло. Вместе с зернами, роняемыми на землюи погребаемыми ею, уходила от матери Персефона, чтобы вернуться к ней вместе с зеленью первых всходов ячменя, пшеницы и овса.
Благодарная людям за сочувствие, которым ее окружили в доме царя Элевсина, богиня решила обучить их искусству земледелия. Она поручила Триптолему, брату девушек, введших ее в царский дом, рассеять свое божественное зерно по всем землям, чтобы оно повсюду стало главной пищей человека. Для этого она вручила юноше двух крылатых быков и колесницу с плугом. Объезжая весь мир, Триптолем вспахивал целину и засевал борозды зернами Деметры.
Радовались смертные новой сытной пище, которая привязала их к земле и позволяла делать запасы на зимнее время. Они с ликованием славили богиню и ее драгоценные дары. Некоторые же сами захотели попробовать засевать землю. Когда, утомившись после дневного труда, сеятель уснул, один из царей Пелопоннеса запряг драконов и взобрался на колесницу. Разъяренные этой наглостью драконы сбросили его на землю, и он разбился.
Бывало и другое. Где-то между Истром (Дунаем) и Тирасом (Днестром) вольно бродили по ковыльным степям вместе со своими стадами дикие геты. Видя, как чужеземец терзает медью их пастбища, они подняли вопль. Взялся царь гетов за лук и меткой стрелой поразил одного из драконов. Он уже натянул тетиву, чтобы убить Триптолема, как появилась Деметра. Лишив неразумного варвара жизни, она перенесла его и убитого дракона на небесный свод. И появились там созвездия Стрельца и Дракона. Триптолему же Деметра дала другого дракона, чтобы он продолжил свой труд сеятеля и кормильца.
Вскоре оказался Триптолем во владениях скифского царя Липка. Встретил он пришельца распростертыми объятьями, постелил мягкое ложе. Когда же Триптолем уснул, царь подкрался к нему с кинжалом и уже занес его над головой спящего. Но тотчас же пальцы его превратились в острые когти, туловище уменьшилось, покрылось пестрой шкурой, над верхней губой выросли кисточки усов. Так, по воле Деметры, царь, преступивший законы гостеприимства, был превращен в рысь и удален из мира людей. С тех пор этот зверь, обозленный на всех, живет в непроходимых чащах, прячется в ветвях деревьев, чтобы иногда броситься на шею охотнику, или лесорубу.
Памятником страданий Деметры и радости ее встреч с дочерью стал храм в Элевсине. На протяжении девяти, дней месяца, соответствующего нашему сентябрю, на священной территории храма совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне. Участники процессии переживали скорбь материнской утраты и радость обретения дочери, возвращенной к жизни в верхнем мире на большую часть года. О том, как в точности совершалась церемония, неизвестно. За разглашение тайны виновный, подвергался смерти или изгнанию. Участники таинства (мистерии) были уверены, что воспроизведение “страстей” Деметры обеспечивает возвращение Персефоны, а следовательно, и урожая, даруемого кормилицей-землей.

Читайте также:  Рыбка Бычок-пчелка, Бычок золотополосый или Бычок-шмель

Однажды, удалившись от своей матери Деметры, Персефона собирала цветы на весеннем лугу. Ее привлекало видом и запахом каждое растение, и она не могла нарадоваться их свежести и разнообразию. Неожиданно взгляд девушки упал на прекрасный цветок, не похожий на знакомые и любимые ею фиалки, розы, лилии. От одного мощного стебля выходило сто головок, пылающих неуга-симым огнем. Исходившее от них благоухание было таким могучим, что казалось, будто оно наполнило все небо, землю и соленые воды моря. Даже Гелиос придержал на мгновение колесницу, чтобы вобрать в грудь божественный аромат.
Обеими руками стала срывать удивленная и обрадованная девушка цветок за цветком, не замечая, что рядом с нею оседает почва и образуется зияющий провал. Оттуда, на колеснице, запряженной угольно-черными конями, вылетел сын Кроноса, владыка подземного мира, бог с множеством имен. Он подхватил деву. И тотчас же колесница опустилась и над нею сомкнулась земля.
Персефона едва успела вскрикнуть, призывая на помощь отца. Но победный вопль Аида, ликовавшего, что уносит драгоценную добычу, заглушил слабый девичий голосок. Ахнули от этого крика подземная бездна, моря и вершины гор. Услышала его и Деметра. Рванулась она на луг, где оставила дочь. Девушки нигде не было. Распрямились помятые ею цветы. Загудели над ними пчелы и осы. Ничто не напоминало о случившемся.

Образ и характер

Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини — Артемида-охотница, богиня войны и мудрости Афина, богиня любви и красоты Афродита. Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель Аполлон и бог войны Арес.

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Легенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.

Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра — богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.

Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.

Деметра

Атрибут Аида — плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода — в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть — в подземном царстве).

В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.

По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.

Похищение Персефоны

В греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому — Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.

Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога Диониса и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры Дюрера на этот сюжет, созданной в 1516 году.

Персефона в скульптуре

Джованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.

Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

В честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой — римским (Прозерпина).

Кадр из мультфильма «Богиня весны»

Ссылка на основную публикацию