Скиффия двухполосая (Skiffia bilineata)

Знакомимся – Skiffia multipunctata

вкл. 15 Ноябрь 2012 . Posted in Пресноводная аквариумистика

Скифа пятнистая даже по меркам стран Европы является весьма редкой рыбкой, во многом столь малый спрос на рыбку определяется ее слабой известностью в аквариумистике и определенными проблемами в дикой природе, в местах где она обитает. В тоже время это очень интересная рыбка, ее достаточно просто содержать и даже разводить и это несмотря на столь слабую популярность рыбки.

Полный текст материала:

Скифа пятнистая даже по меркам стран Европы является весьма редкой рыбкой, во многом столь малый спрос на рыбку определяется ее слабой известностью в аквариумистике и определенными проблемами в дикой природе, в местах где она обитает. В тоже время это очень интересная рыбка, ее достаточно просто содержать и даже разводить и это несмотря на столь слабую популярность рыбки.

Начать стоит с небольшого описания рыбок. Скифа достаточно маленькая рыбка, самка вырастает менее 6 см, а самцы ещё меньше, но не намного. Окрас у рыбки достаточно простой и не сильно яркий, как и у большинства живородок, самцы значительно красивей и ярче окрашены, собственно именно самцы и имеют в своем окрасе темные пятна. У самцов рисунок и окрас достаточно сильно варьируется, но чаще всего у них помимо темных пятен присутствуют желтые и серебристые тона. Самки окрашены очень просто часто это однотонный серебристый цвет, который полностью украшает тело и плавники рыбки, на теле могут быть заметны небольшие россыпи маленьких темных точек, часто встречаются крупным темным пятном и присутствием желтого оттенка на плавниках.

Обитают эти рыбки только в реке Лерма (Мексика), предпочитают спокойные части реки с достаточно густо заросшими водорослями пространствами. Их часто можно встретить в канавках, в тихих и не глубоких заводях и даже в небольших пересыхающих озерцах глубиной около метра. Но на сегодняшний день в природе эти рыбки оказались на грани исчезновения, они стали встречаться очень редко, сейчас существует только 6 мест их дикой популяции, всего их было известно около 14. В неволе рыбок массово разводят для продажи в Европе, а конкретно в Чехии, где существует специализированная ферма.

В природе у рыбок основной рацион именно водоросли, впрочем от неосторожной “букашки” опустившейся или просто упавшей в воду они тоже не откажутся. В неволи они еще менее притязательные, отлично принимают растительные корма и большую часть наиболее часто используемых замороженных и свежих кормов, со временем начинают принимать и сухие хлопья.

Требования к воде: рекомендуется умеренно жесткая и слабо кислая вода: рН 7.2-8.5, DH 12-25°, температура должна держаться в районе: 25-28°. Аквариум лучше всего обустроить густыми зарослями водорослей, например такими как ряска и другими зелеными водорослями. Уровень воды в аквариуме лучше делать средний около 30 см. В качестве грунта лучше всего использовать песок или мелкий гравий, желательно разместить ветвистые коряги, в дикой среде в подобных укрытиях они часто прячутся от хищников.

Если говорить об их характере, то они достаточно миролюбивые и в целом, но могут пробовать ободрать вуалевые плавники соседям. Лучше всего для них подходит видовой аквариум, в котором их лучше всего содержать крупной группой по принципу 2 самки на 1 самца.

Как и большинство живородок скифа очень просто и легко разводится, достаточно обеспечить хорошие условия содержания. От одной самки за раз получается 10-15 мальков, мальки достаточно хорошо развиты и с первых дней отлично ориентируются, что существенно повышает их шансы на выживание. В то же время при правильном содержании и обустройстве аквариума выживаемость мальков весьма приличная, взрослые особи редко охотятся на мальков, которые скрываются в растительности. Кормить мальков также просто, достаточно измельчить сухие корма в порошок.

Скифия двуполосая – Skiffia bilineata вид

Классификация

Синонимы

Материалы

Количество видов в «сестринских» таксонах

видСкифия двуполосаяSkiffia bilineataBean1887
родСкифияSkiffiaMeek1902
подсемействоГудеевыеGoodeinaeJordan1923
семействоГудеевыеGoodeidaeJordan1923
надсемейство(Funduloidea)Funduloidea
подотряд / подпорядокКарпозубовыеCyprinodontoideiWagner1828
отряд / порядокКарпозубообразныеCyprinodontiformesBerg1940
надотряд / надпорядокАтериноидныеAtherinomorpha
гиперотрядКолючеперыеAcanthopterygii
легионКостистые рыбыTeleostei
инфраклассНовоперые рыбыNeopterygii
подклассЛучеперыеActinopteriCope1871
классЛучеперые рыбыActinopterygiiKlein1885
надклассРыбыPiscesLinnaeus1758
подтип / подотделПозвоночные (Черепные)Vertebrata (Craniata)
тип / отделХордовыеChordata
надтипЦеломические животныеCoelomata
разделДвусторонне-симметричные (Трёхслойные)Bilateria (Triploblastica)
надразделЭуметазоиEumetazoa
подцарствоМногоклеточные животныеMetazoa
царствоЖивотныеAnimalia
надцарствоЯдерныеEukaryotaChatton1925
империяКлеточные

Рыбы этого семейства встречаются только (!) в высокогорных районах Мексики, где смена сезонов (то есть тепла и холода) не единообразна. Это значит, что там может быть очень тепло, но неожиданно приходит холод. Жизненное пространство этих рыб удалено от моря, но все равно вода в высокогорье не всегда бывает мягкой. В некоторых регионах она исключительно жесткая.

В последние годы импортировались все новые и новые виды из этого семейства; многие из них описаны в справочной литературе. Это в первую очередь глянцевая амека (Ameca splendens), голубовато-точечный ксенуфор (Xenoophorus captivus) и краснохвостая ксенотока Изена (Xenotoca eiseni). К видам, которые стали привозить лишь в последнее время, относятся Allodontichthys tamazulae, Llyodon whitei и Xenotoca variata. В подсемейство Goodeinae входят 17 родов и почти 40 видов. Гудиевые – живородящие рыбы, но у самцов нет гоноподия, а живорожденные мальки совсем не так развиты, как потомство пецилиевых. Зато в первые дни (недели) своей жизни они еще снабжены трофотениями (плацентарными нитями). Они свисают из внутреннего отверстия тела и в период раннего развития эмбрионов обеспечивают им внутриутробное питание.

Рыбы семейства гудиевых обладают способностями к приспособлению: этого требует от них естественная жизненная среда. Питаются они отчасти как вегетарианцы, то есть грызут растения, если им не предлагается иной зеленый корм. Рыбы некоторых видов в родных биотопах привыкли обороняться и бывают (при необходимости) агрессивны и в аквариуме. Из вышеизложенных пояснений понятно, что рыбы переносят временное охлаждение воды (до 20° С). Для содержания названных здесь видов подходит не очень большой аквариум (около 60 см фронтальной длины), где надо разместить немного корней, коряг и растений (не жестколистных). Рыбы этих видов хорошо умеют приспосабливаться к окружающей среде, а потому нет смысла называть здесь возможные показатели воды. Икру они выметывают на внешний субстрат (см. содержание Aplocheil >Справочник аквариумиста. – М.: Media 2000

У вида Скифия двуполосая еще нет первичных данных.

Зарегистрировавшись, Вы можете добавить фотографии, видеофрагменты, выдержки из научных или научно-популярных статей, отрывки из книг, ссылки на pdf-документы.

Другими словами – разместить здесь любую полезную информацию, имеющую отношение к данному таксону.

Великая Скифия

Для понимания не только прошлого, но и будущего нашей страны, нам всем полезно знать историю загадочных скифов. Почему загадочных? Потому что учёные так толком ничего и не говорят: кто они, откуда взялась и куда исчезла эта «группа народов», которая, как утверждается, 3 тысячи лет назад проживала на территории современной Восточной Европы, Средней Азии, Казахстана и Сибири и которую называли Великой Скифией? Широко распространено мнение официальной науки, относящее её к ветви древних иранских народов, откуда-то пришедших в степь к северу от Ирана приблизительно в 1 тыс. до н.э., и скифский язык классифицируется, как один из восточных иранских языков. Основными источниками по истории происхождения скифов являются сочинения античных авторов, основным из которых является «История» грека Геродота Галикарнасского, жившего в 5 в до н.э., который, в основном, описывает скифов Северного Причерноморья. С названием народа тоже не всё понятно. Считается, что скифы – это греческое название, а сами они себя называли сколотами, которое историки вывели от иранского «skula-ta», что означает лучники.

Однако осталось ещё достаточно неуничтоженных свидетельств того, что скифы воевали с Древним Египтом, основывали мощные государства в Месопотамии, Центральной Азии, Палестине, Индии и Китае, что почти весь континент Евразия, вплоть до Заполярья, 5 тысяч лет назад был занят огромной империей – Великой Скифией. Вспомним хотя бы, что сравнительно недавно люди знали, что в древности Ледовитый океан назывался Скифским. Например, на карте Скифии и Серики Кристофера Селлариуса (Christopherus Cellarius), изданной в 1703 в Германии, на которой также можно увидеть древнее название реки Волга – РА (Rha) слева и Гиперборейский или Скифский океан вверху. Кроме того, сейчас стали широко доступны результаты археологических раскопок, и мы теперь можем увидеть внешность скифов и воочию убедиться, что ничего иранского, читай восточного, в их внешности и близко нет. Перед собой мы видим черты белой расы, более того – это черты современных русов, и сейчас проживающих на территории России.

На фотографиях выше вы видите реконструкцию внешнего вида скифов по результатам раскопок скифских курганов. И если реконструкторов гипотетически можно обвинить в тенденциозности (кто знает, что взбредёт в голову россиянским либералам-западникам), то сделать такое с самими скифами уже вряд ли получится. В курганах найдены сотни скифских золотых предметов с изображёнными на них скифами. Ниже вы видите скифов на золотой пекторали – нагрудном княжеском украшении из кургана Толстая Могила (Днепропетровская обл. Украина).

Следуюшие изображения: конные скифы изображены на концах золотой гривны – шейного украшения, сцена воинского братания скифов на золотой пластинке, располагавшейся в нижней зоне одежды погребённого, скиф на вазе из кургана Куль-Оба (Крым, 4 в до н.э.); чаша-братина из кургана «Гайманова могила» у села Балки, Запорожской области (4 в до н.э.). Обратите внимание, что точно такие же причёски и бороды носила русская знать вплоть до 17 в. Причём, на этой чаше волосы и бороды выполнены из золота, что показывает, что скифы были светловолосым европеоидным народом, а их упорно рисуют тюркообразными с чёрными волосами и глазами.

Так что А. Блок был прав, когда в стихотворениии «Скифы» воскликнул «Да, скифы мы!», но это единственное, в чём он был прав. Насчёт раскосых очей, азиатской рожи и свирепого варварства скифов он явно погорячился. Хотя не он первый рисовал скифов жестокими дикарями. Ещё Геродот живописал, как скифы сдирали скальпы и кожу с врагов, в частности из кожи руки делали футляры для стрел, из черепов делали чаши для питья, обкуривались коноплёй и напивались в дымину на царских пирах. Как видим, информационная война «прогрессивного» Запада против «варварского» Востока началась ещё вон когда.

Тем не менее, «дикие» скифы были удивительными золотых дел мастерами, судя по находкам в курганах, хотя нам скажут, что сделаны все эти предметы искусными греками. Ведь нам стараются внушить, что Русь скифских времён была пустыней, по которой кочевали полудикие варвары в кибитках. Ну да, все, кто зашищает свои законы и традиции и не соглашается перенимать западные ценности, объявляются варварами. Тот факт, что скифы казнили своего царя Скила, который жил в 5 в до н.э., за то, что он «во всём жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю», и вообще жил в эллинском городе Ольвии, преподносится, как верх варварства и кровожадности.

О том, что Великая Скифия – огромная Евразийская империя есть имерия Русов, наследницей которой стала Великая Тартария, и позже Российская Империя, написано в прекрасной книге Ю.Д. Петухова и Н.И. Васильевой «Евразийская история скифов». С восторгом мы узнали, что, среди прочего:

– навыки обработки железа, алфавитное письмо, сюжеты гомеровского эпоса грекам принесли скифы в 9 веке до н.э., что Спартак по происхождению был скифом – боспорским царевичем из династии Спартакидов, что объясняет необычайный успех его восстания и тот факт, что одно время его войска контролировали всю Италию, за исключением Рима;

– в 8 веке до н.э. на территории Палестины процветал «греческий» город Скифополь (См. раздел «”Римские” виллы в Палестине и Израиле»);

– русские летописи рассказывают о предках, братьях Скифе и 3ардане, ходивших войной на «землю египецкую»;

– свидетельство о договоре с Александром сохранилось и в русских летописях. Там сказано, что Сан, Великосан, Авелгасан – князья «храбросердого народа словенского, славнейшего и знатнейшего колена русского» и Александр Великий разграничили сферы влияния, обязуясь не вступать на чужие земли. Территорией русских (то есть скифов) были признаны все земли, лежащие от Балтики до Каспия;

– Парфия была создана скифами. В результате раскопок города Нисы (близ Ашхабада), столицы первых Аршакидов, обнаружилось, что в городе была построена крепость «по последнему слову» тогдашней техники, и дворцы, переполненные выдающимися произведениями искусства: мраморными и глиняными статуями, барельефами, росписями, изделиями в скифском зверином стиле;

– «Татаро-монгольское» нашествие было нашествием скифо-сибирских русов-язычников, втянувших в свой могучий «девятый вал» язычников-татар, язычников-половцев, русов-алан, вторичных русов-язычников Средней Азии . – нашествием русов-язычников Азии на русов-христиан «феодально-раздробленной» Великой Владимиро-Суздальской и Киевской Руси.

– Подлинные русские летописи, не подвергшиеся правке, говорили то же, что современные им иностранные источники. В Иоакимовой летописи, сохранившейся в передаче Татищева, прямо сказано, что русские произошли от двух братьев, Словена и Скифа. «Словен иде к полуночи и град великий созда, а Скиф остался жить на прежнем месте, у Понта и Меотиса»;

– Предками русских у Татищева прямо названы скифы.

Ещё в 17 веке в Европе знали, что в Великой Тартарии разговаривали на скифском. В частности об этом писал Николас Сансон в «Атласе Азии», изданном в 1653 году. Как мы знаем теперь, что и король Артур имеет скифо-сарматские (читай – русские корни). Скифы также были основателями и носителями культуры на Кавказе – от верховий реки Кубань до современного Дагестана 12-4 в до н.э., которую исследователи называют кобанской, материальные предметы которой сплошь покрыты свастичным узором.

Естественно, что скифская культура оставила свой след и в культуре России, как своей преемницы. Например скифские головые уборы носили и носят на Руси, а также в древней и Европе средних веков.

Ни скифы, ни сарматы никуда не исчезли, несмотря на то, что историки постоянно об этом твердят. В древности рода славяно-ариев назывались по имени своего князя: «И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси» (Сказание о Словене и Русе и граде Словенске из Хронографа 1679 г.) Так люди князя Руса, Словена, Скифа, Сармата и т.д. назывались, соответственно, русами, словенами, скифами, сарматами. Последние так и продолжают жить на той же территории, где жили всё это время – на территории своей некогда огромной Империи, на месте которой находится современная Россия.

Ещё в 1854 г. Егор Классен в своём труде «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории руссов до Рождества Христова» доказывает, что скифами и сарматами, о которых в разное время писали разные западные историки, называется один и тот же народ, говоривший на одном языке:

Читайте также:  Пятнистый Коридорас или Черноштриховый сомик Коридорас (Corydoras melanistius)

«…Анна Комнена, Киннам и Константин Багрянородный называют их ещё Скифами, когда уже все прочие истории именуют Руссами…

1) Скифы Анны Комненой, Льва Диакона и Киннама говорили русским языком.

2) Тавроскифы Константина Багрянородного говорили русским языком.

3) Велико-Скифы греческих писателей, по Нестору, говорили русским языком.

4) Сарматы (Руссы) Халкокондилы говорили – русским языком.

5) Алане (Росси) в грузинской истории – разумеется, русским.

6) Сарматы Папы Сильвестра II говорили венедским языком, а венедский язык есть наречие славянского.

7) Сарматы (Яциги и Паннонцы) Аммиана Марцелина и блаж. Иоронима говорили славянским языком.

8) Сарматы (Анты), признанные всеми за славян, говорили, разумеется, славянским языком.

9) Сарматы (Сербы) Плиния и Антона говорят и теперь славянским языком.

10) Сарматы (Венеды) Прокопия и Птолемая, как занимавшие одно и то же место с Сарматами Папы Сильвестра, говорили одним с последними языком, следовательно, славянским.

11) Сарматы (славяне) разных историков–славянским.

12) Все вообще Сарматы Апендини – славянским.

13) Алане (Анты) славянским.

14) Алане в северной Франции – славянским…»

Также он писал, что скифы-русы были самым передовым народом Земли:

«…Зная, что Руссов называли Скифами, Троянами и Славянами, мы переносим на первых, т.е. на Руссов все те отличительные черты, которые засвидетельствованы порознь за всеми тремя относительными их названиями историками фригийскими, греческими, римскими и немецкими, и из сего сгруппирования свойств и развития одного и того же народа оказывается, что просвещение древних Руссов и старше и выше греческого…

Промышленность Скифов также опережала таковую же у всех прочих народов; ибо известно, что Скифы изобрели сталь, огниво, нелинючие краски, выделку кож сыромятных и юфти; им известно было бальзамирование трупов, что они и исполнили над трупами царей своих; им же принадлежат и первые горные работы и разные другие открытия и изобретения. Астрономия Скифов (Халдеев) есть, сколько известно, старшая у всех народов. Скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских и всех поморских рунах, а также и по левому берегу Енисея, повыше Саянского отрога, свидетельствуют, что служили образцом для древних греческих письмен, равно для Кельтских и Готфских алфавитов…»

Однако за 100 лет об этом целенаправленно и тщательно забылось, и скифы снова стали загадочным исчезнувшим народом. Вот, что пишет в книге «Скифы: строители степных пирамид» Тамара Тэлбот Райс (1904-1993), урождённая Абельсон, имигрировавшая из России в 1917 году:

«Скифы исчезли со страниц истории так же неожиданно, как и появились, как будто они упали в глубокий колодец. И хотя сами они исчезли, они всколыхнули воды истории. Волны разошлись почти по всей Европе, и едва ли удивительно то, что наибольшее влияние они оказали на Россию, где их плавные и подвижные линии заметны даже в наше время…»

Тем не менее, эта книга интересна тем, что автор проанализировала 94 скифских захоронения, расположенных на огромной территории – в России (в том числе на Кубани, Астрахани, Самаре, Урале и Алтае), Украине, Германии, на Балканах, Румынии, Венгрии и Монголии, чем подтвердила, хотя и не ставила себе такой цели, существование Великой Скифии когда-то занимавшей почти весь континент Евразии и ещё в 1771 году – западную часть Северной Америки, что подтверждает карта в первом издании Британской энциклопедии, где для картографов того времени эта территория Великой Тартарии (там же см. карту французского картографа Николаса Сансона 1691 года), преемницы Великой Скифии, была сплошным белым пятном, Terra Incognita, так же, как когда-то для Геродота земли севера и востока Евразии. К сожалению у автора не оказалось археологических данных, чтобы показать территорию скифского государства дальше, на восток, и на Американском континенте. Надеемся, что другие учёные сделают это, если, конечно, безценные памятники нашей древней культуры и величия нашего народа не будут десятками уничтожаться в угоду сиюминутным прихотям власть имущих (например, см. статью «Дорога к подворью Путина»).

Заслугой автора книги так же является анализ некоторых исторических памятников Европы раннего средневековья, которые выполнены в скифском «зверином» стиле, который невозможно спутать ни с чем – животные, часто мифические, изображаются в настороженной позе, с круглыми глазами и мускульными линиями. И к какой бы культуре современные учёные ни относили эти памятники, будь то латеннская, гальштатская, кельтская, пиктская или культура викингов, источник у них был один – скифский. Выше изображение золотого оленя в скифском стиле, найденного на территории Венгрии недалеко от деревни Tapioszentmarton (5 в до н.э.). Скифкий кулон, изображающий грифона, был найден в сербском местечке Ritopek недалеко от Белграда (5-4 в до н.э.); изображеник рыбы в скифском стиле из клада, найденного около Берлина в городе Фетерсфельде (Vettersfelde) (5 в до н.э.).

Изображене животных в скифском стиле на драккаре викингов – т.н. Осебергском корабле (Норвегия, 9 в н.э.), пиктские морские коньки на Аберлемском камне из города Брихина (Brechin) в области Ангус (Angus), Шотландия (7-8 в н.э.); клад из Саттон-Ху (Sutton Hoo), Саффолк (Suffolk), Англия (7 в н.э.).

Скифский стиль присутствует в Стаффордширском сокровище – кладе, приписываемом англо-саксонской знати, найденном в графстве Стаффордшир, Англия (7 в н.э.); скифское влияние на украшение котла из Гундеструпа, Дания (2-1 в до н.э.); кельтский стиль изображения животных; папильскинй крест (8 в н.э.) на острове Бурра (Burra), Шетландские острова, Шотландия; животное с абботсфордского креста, Вудрей (Woodrae), Шотландия.

Представаляет интерес тот факт, что шотландские учёные прекрасно знают, что шотландцы или скоты (Scotti или Scots) не являлись автохтонным населением, а были скифами-галлами, которые примерно в 5 в до н.э. поселились в северной Ирландии через Испанию с территории современной Украины. Этот факт упоминается в Шотландской декларации Арброта (the Scottish Declaration of Arbroath), написанной Папе Римскому в 1320 году. Скифское происхождение шотландцев также утверждается в таких средневековых документах, таких как the Lebor Gabala Erenn (Book of the Conquest of Ireland – Книга Завоевания Ирландии), которая описывают происхождение галлов из скифов и их путь через всю Европу до Ирландии, Chronica de Origine Antiquorum Pictorum (The Pictish Chronicle – Пиктские Хроники) и энциклопедии Etymologiae (Этимологии) Исидора Севильского (7 в н.э.).), который писал, что шотладцы (Scotti) являются выходцами из скифских земель и пришли в Ирландию или Скотию в четвёртую эпоху, которую он относил ко времени между правлением царя Давида и вавилонским пленением (в нашем летоисчислении это между 10 и 6 в до н.э.). Эти и другие тексты о происхождении шотландцев и ирландцев из скифов можно посмотреть здесь. Теперь понятно, почему ткань «шотландская» клетка, которая называется по-английски тартан, была найдена в захоронениях тохаров на реке Тарим в Западном Китае. Потому что и «тохары», и «шотладцы» были одним народом и имели одну культуру – скифскую.

Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1

Ряд русских историков, исследователей 18-20 столетий и современного времени считали и считают, что т. н. скифы и родственные им народы (киммерийцы, сарматы, роксаланы и др.) имеют непосредственное отношение к Руси, русскому народу, суперэтносу русов. К примеру, Борис Рыбаков считал, что «скифы-пахари», по Геродоту они жили в районе Приднепровья, относились к праславянам. Юрий Петухов относил скифов к суперэтносу русов. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на этом древнейшем периоде истории нашей Родины, рассмотреть скифский мир и скифов внимательнее. Не зря византийские источники называли русов первых князей семьи Рюриковичей «тавроскифами», «Великой Скифией».

Киммерийцы и предшествующие им культуры

Наиболее ранние из доступных науке письменных источников древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (т. е. «Киммериец») – это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф. Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен). Мы видим полную преемственность – от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени «киммериец» можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.

Киммерийцы жили в южнорусских степях ещё в начале железного века – 1 тыс. до н. э. Но ясно, что их цивилизация сложилась намного раньше. Археологические данные говорят о том, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1100 гг. до н. э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала Срубная культура. «Срубники» были земледельческо-скотоводческим народом индоевропейского корня. Они были предшественниками Киммерийского царства. Срубная археологическая культура в свою очередь обнаруживает полную преемственность с более древними культурами: Катакомбной (3-2 тыс. до н. э.), Ямной (4-3 тыс. до н. э.). Эти культуры также занимали территории Южной России. Ямная культура считается «протоарийской»: именно с её территории и в то время исходили миграционные импульсы, которые привели к сложению на огромных территориях Евразии в 3-начале 2 тыс. до н. э. многих родственных культур и народов индоевропейской языковой семьи.

Все эти культуры отличались одним обрядом погребения в курганах (что говорит об общности религиозных представлений), он различается только в деталях – сначала под курганом делали обычную яму, затем конструкцию в виде катакомбы, ещё позже устанавливали деревянный сруб. На протяжении всей эпохи бронзы сохранялась преемственность в керамике, жилище, хозяйстве (сочетавшее пашенное земледелие с оседлым скотоводством), в антропологическом типе.

Киммерийцы – прямые потомки этих древних культур. Они потомки тех, кто предпочёл остаться на прародине, в то время, как другие индоевропейцы расселились по Европе и Азии. Память о северной прародине надолго сохранилась у жителей Индии, Персии и других регионов. О «степи» помнили и жители Скандинавии, Ирландии. Скандинавские саги сообщают, что предки норманнов пришли из «Великой Свитьод» («Малая Свитьод» – Швеция), причерноморских степей. Кстати, не зря затем идеологи Третьего рейха, которые отстаивали первичность древних германцев и скандинавов, считали, что Крым, причерноморские степи должны стать часть «Великого рейха». Переселение предков норманнов на север произошло примерно в конце 3 тыс. до н. э. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии, на востоке от реки Танаис (Дон). Родство европейских народов ощущалось ещё в античную и даже раннесредневековую эпоху. А, греческие и римские авторы пользовались термином «кельто-скифы», который подчёркивал родство восточных (скифских) и западных (кельтов) «северных варваров».

Ясно, что киммерийцы и скифы (их самоназвание, по греческим источникам, сколоты) – это прямые наследники более ранних культур. Но написанная в 18-20 веках история, а писалась она под геополитические реалии того времени, представила историю евразийских степей как бессмысленную смену одних народов другими. Согласно этой теории, один неизвестно откуда взявшийся народ вытесняет и истребляет другой. И так повторяется вновь и вновь. Древние «арии» исчезают и уходят, их сменяет «новый народ» – киммерийцы, затем приходит черёд скифов и сарматов и т. д. Данные археологии, мифологии, исторических литературных памятников, археологии говорят о том, что скифы были ближайшими соседями и родственниками киммерийцев, являясь потомками той же самой Срубной археологической культуры. Движение скифов на запад шло не из «глубин Азии», а от Волги. Нет данных и о том, что скифы полностью истребили или вытеснили киммерийцев. Большинство населения Скифии железного века составляли те же люди, что и раньше – «киммерийцы».

В тоже время есть и данные о том, что Киммерийское царство (династия их царей) пала под натиском скифов. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону. Об этом рассказывают древние письменные источники. Судя по всему, в это время произошла смена правящей элиты. Киммерийское царство (династия) было сменено Скифским, но основная масса населения никуда не делась, составив большую часть населения. Только часть людей последовали за князьями – киммерийцы появляются в Малой Азии и на Балканском полуострове.

Что известно о киммерийцах и скифах?

Название народа «киммерийцы», судя по всему, происходит от слова «степь» (хеттское «гимра» – «степь»). То есть это «степняки». Интересно, что эта традиция – называть союз племён по названию местности сохранилась и позже. Сравните: «поляне» – союз славянских племён, живущих в лесостепной зоне («поле»), «древляне» – живущие в лесах и пр. «Скифами» называли южнорусских степняков греки, сами себя они называли «сколоты» – от имени царя Коло (Колоксай, слово «ксай» означает «царь, князь»). Слово «коло» в славянском языке означает «круг» (солнечный круг). Оно связано с солнечным культом.

Согласно античным историкам, скифы трижды господствовали над всей Азией. Первый период продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054 г. до н. э. Таким образом, скифы доминировали в Азии в 36-21 вв. до н. э., в эпоху ранней бронзы. Этот период совпадает со временем существования Ямной культуры и началом Катакомбной. Как уже отмечалось, эти культуры обнаруживают преемственность, но ясно, что период перехода одной культуры в другую отражает какие-то серьёзные социально-политические, возможно, религиозные сдвиги, внутреннюю перестройку. Естественно, что в этот момент Великая Скифия ослабла и потеряла часть влияния на окружающие регионы. Античные источники и отразили общую геополитическую ситуацию, хотя не донесли до нас подробностей.

В период 21-13 вв. до н. э. упоминается «царство амазонок», которое было тесно связано со Скифией. Согласно Помпею Трогу, это царство основали скифские юноши царского рода Плин и Сколопит. Греческие мифические рассказы об «амазонках» явно преувеличенно пересказывают реальные обычаи скифских женщин.

В 16 веке до н. э. зафиксировано появление в Причерноморье культуры многоваликовой керамики, которая нехарактерна для скифов. Одновременно античные источники сообщают о поражении, которое скифы понесли от фракийцев. Кроме того, в это время прекращается Катакомбная культура, к тому же все западные области этой культуры оказываются занятыми общностью «многоваликовой культуры». А за Доном до Урала сложилась Срубная культура, которая продолжала местную традицию. Многоваликовая и Срубная культуры были разделены линией крепостей на Нижнем Дону. Примерно в 14 в. до н. э. скифы восстановили своё господство на территории современной Украины. Срубная культура восторжествовала.

В 13 веке устанавливается второй период господства скифов в Азии. Данайцы-танаиты (донцы) во главе с Ахиллом участвуют в штурме и взятии Трои. На берег Средиземного моря обрушивается нашествие «народов моря» – скифы после захвата Босфора проникают в Эгеиду, используют в военных операциях морские пути. Античные источники сообщают о войнах скифов с Египтом. Причём, египтяне даже пытались совершить вторжение в Скифию, но потерпели полное поражение. Павел Орозий датирует эту войну 1234 г. до н. э. Вторжение «северных варваров» привело к крушению Хеттского царства в Малой Азии, достигло Палестины и нанесло сильный удар по Египту. Египетские источники называют «народы моря» гитами (гетами), а это было одно из самых распространенных имён в среде скифов. Во времена Геродота «геты» жили на Дунае, «фиссагеты» на Волге, «массагеты» в Средней Азии. Изображения «гитов» весьма похожи на образы казаков уже средневековой эпохи – бритые, с длинными усами и чубами, конические шапки, штаны, сапоги. О войне скифов с Египтом сообщают и русские источники: Никаноровская летопись упоминает о походе на Египет предков русских – братьев Скифа и Зардана. «Зардан» вполне сопоставим с названием одного из «народов моря», которые напали на Египет – «шарданами». Через некоторое время после нападения на Египет шарданы захватили остров Сардиния (они дали ему своё имя).

Читайте также:  Голубоглазка новогвинейская (Pseudomugil novaeguineae)

Примерно в 1100-1000 гг. до н. э. Срубная культура распадается. Появляется различие между «скифами» (восточная часть прежней общности) и «киммерийцами» (западная часть). Но это не были два разных народа. Русский историк Г. В. Вернадский совершенно правильно писал, что «… время от времени новые правящие рода захватывали контроль над страной, и несмотря на то что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев» (Г. В. Вернадский. Древняя Русь). Границей между Киммерийским царством (оно простиралось от Карпат и низовьев Дуная на западе до Приазовья) и Скифией был Дон. Около 800 г. до н. э. рубеж был прорван. Причём, «вторжение» скифов надо понимать не как неожиданное нападение нового, чужого народа, а как внутрисистемное изменение (скифы и киммерийцы относились к одной древней цивилизации, культуре). Примерно в 800 г. до н. э. в южнорусских степях сменилась политическая власть, одна династия была сменена другой. Это косвенно подтверждает и Геродот. Он сообщает, что наступление скифов вызвало раскол среди киммерийцев. Правящая элита решила сопротивляться до конца, а простой народ поддержал «захватчиков». Началась гражданская война. Киммерийская правящая элита потерпела поражение, и скифы заняли территории Приазовья и Причерноморья фактически без боя. Исходя из этих данных, Вернадский даже предположил, что киммерийская элита была инородной по отношению к простому народу. Н. И. Васильева (автор исследования «Великая Скифия») говорит о кризисе социальной системы: произошло «загнивание» правящих классов, распад общества на группы, потеря обороноспособности. Во время падения Киммерийского царства не было полной смены населения. Были свергнуты только правящие слои. Пришедшие скифы образовали новую элиту.

В 7 в. до н. э. начался третий этап господства скифов над Азией. Скифы вторгаются в Мидию, Сирию, Палестину, создают в Малой Азии своё государственное образование. Тот факт, что скифы имели мощное войско, способное успешно бить армии развитых государств, говорит о развитой экономике Скифии. Она позволяла вооружать большие армии, формировать флоты.

В начале 1 тыс. до н. э. практически вся степная зона Евразии была под контролем скифской цивилизации. Это была этнополитическая общность объединенная родством и единством духовной и материальной культуры. Археологические памятники Великой Скифии найдены от Дуная до Китайской стены. Причём, не следует отождествлять территорию Скифии только со степной зоной. Большинство авторов античной эпохи утверждали, что на севере скифам подчинены лесные области и земли вплоть до безжизненных арктических пустынь. Огромное влияние скифов прослеживается в других регионах Азии: в Центральной Европе, Малой Азии, Персии, Индии, Китае. Интересно, что территории Великой Скифии занимают ту же землю, что и русский народ (суперэтнос русов). Правда, часть территорий из-за смуты конца 20 – начала 21 веков в настоящее время утрачена.

Внутри Великой Скифии выделялось несколько областей, территориально–политических объединений. Это скифы, с которыми греки вступали в непосредственный контакт, они занимали территорию от устья Дуная до Волги.

Их восточными соседями примерно с 6 века до н. э. были сарматы-савроматы. Первоначально они занимали территорию южного Приуралья. Сарматы, видимо, были потомками части Андроновской культуры. Эта культура развилась на основе Ямной и охватывает период времени XVII—IX веках до н. э. Примерно в 600 г. до н. э. сарматы вышли к Волге и Дону, а во 2 веке до н. э. заняли всё северное Причерноморье, фактически повторив «опыт» скифов. Согласно Геродоту, сарматы были потомками скифов и «амазонок», говорили на «испорченном» скифском языке. То есть скифы и сарматы были одним народом, они имели небольшие территориальные различия и разные правящие династии.

Земли к востоку от Каспийского моря, Приаралье и Среднюю Азию занимали массагеты (в Индии и Персии их называли саками). Персидские источники говорят, что во всём этом регионе проживал только один народ – саки.

В Южной Сибири, Семиречье проживали родственные скифам исседоны (их часто отождествляют с известными по китайским источникам усунями) и аримаспы (или «арейманы» – воинственный народ ариев). Индоевропейцами-европеоидами была заселена не только Южная Сибирь, но и Центральная Азия, значительная часть Тибета и Северного Китая. Надо отметить, индоевропейцы-арии, Великая Скифия оказали огромное влияние на китайскую цивилизацию – подробнее смотрите в статье Китайская цивилизация и Великая Скифия. Многие царства Древнего Китая и их династии были образованы индоевропейцами-ариями. В том числе и династия Цинь, положившая в начале 3 в. до н. э. основу объединенной китайской империи.

Ни один из древних авторов, которые писали о древних скифах, не указал на серьёзные языковые различия между жителями Скифии. Это говорит о том, что огромные территории населял один народ. Все названия скифских «народов» – это территориальные обозначения. Вроде славянских «земель», союзов племен периода раннего средневековья.

Период расцвета этой цивилизации – 800-400 годы до н. э. (третий этап господства скифов в Азии). В это время на юге Великая Скифия включала в сферу своего влияния Персию, Северную Индию и северо-западные области Китая. Во многих странах правили династии и правящие элиты, которые имели «арийское» происхождение. Римский историк Помпей Трог сообщает, что скифы были родоначальниками Парфянского и Бактрийского царств. «Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побеждёнными чуждым владычеством».

В Великой Скифии была развитая металлургия, они производили качественное оружие. Военное искусство, базировавшееся на действиях кавалерии, внезапных ударах и отходах, отличном владении мастерством всадника и лучника, заставляло уважать силу скифов. Единственной опасностью для Великой Скифии были родственные народы, династии, которые усвоили их передовую военную культуру. Воинственные персы (парси, народ индоевропейско-арийской общности) дважды пытались атаковать Великую Скифию – в 530 г. до н. э. в битве против массагетов (скифов Средней Азии) потерпел полное поражение и погиб Кир II Великий, в 512 году до н. э. Дарий I Великий предпринял вторжение в Причерноморские владения скифов. Но скифы применили тактику выжженной земли, и военная экспедиция завершилась полным крахом, измождённая персидская армия была разгромлена. Дарий сам чудом уцелел.

Неудачу потерпели, и попытки македонян расширить свою сферу влияния за счёт Скифии. Александр Филиппыч не смог твёрдо утвердиться в Средней Азии, его полководцы не смогли прорваться через Дунай.

Это была самая мощная в военном отношении цивилизация планеты, которая столетиями контролировала огромные территории Евразии. Только геополитические реалии последних столетий не дают историкам признать, что все развитые цивилизации существовали на периферии Великой Скифии. Древний Египет, Древняя Греция, цивилизации Передней Азии, Древняя Индия, Древний Китай – не были пассионарным ядром Древнего мира, им была Скифия. Великая Скифия доминировала от бассейна реки Хуанхэ, Тибета и Северной Индии до Центральной Европы и Палестины. Причём, «северные варвары» не только господствовали в военно-политическом плане. Уровень развития их экономики был не ниже, чем у культур Юга. «Варвары» Севера первыми приручили лошадь, изобрели колесницу, вызвав революцию в средствах передвижения. Есть мнение, что и первые шаги в сфере культивации растений были сделаны в районе Среднерусской возвышенности. Наиболее ранние сельскохозяйственные культуры, известные в центрах Передней Азии и Северного Китая – полба, ячмень, просо – происходят из Средней Европы. По мнению Н. И. Васильевой, «по уровню развития «техносферы» жители Восточной Европы и степной зоны Азии не только не отставали от народов тёплых стран, но и значительно опережали их».

Кроме того, на основе мифологии (духовной культуры) «варваров» Севера создано почти всё культурное наследие древнего мира. «Веды» и «Авеста» (как и другие литературные памятники той эпохи) ставшие основой индийской и иранской культур, пришли вместе с ариями с севера. Греческая мифология создана на основе эпоса «варваров», которые пришли с Севера (Гипербореи). Почти все боги Олимпа, в том числе и Зевс, Аполлон, Лета, Артемида, Арес, Посейдон и пр., имеют не греческое происхождение, их образы принесены в готовом виде с севера. На юге их только приукрасили. Есть предположение, что первая письменность, к которой восходят все системы прогрессивной слоговой и алфавитной письменности, которыми пользовались культуры Средиземноморья и Южной Азии, также была создана в Северной Евразии. К примеру, такого мнения придерживается Г. С. Гриневич – автор работы «Праславянская письменность».

Великая Скифия дала миру и передовой образец политико-социального устройства – государственно-общинный строй («коммунизм» того времени, от слова «коммуна» – «община»). Он был более прогрессивным, чем рабовладельческие страны Юга.

Великая Скифия (117 стр.)

Бабон вошел в шатер к Диофанту. Полководец уже достаточно разогрелся от вина и еды.

– Привет тебе, херсонесский гиппарх! Если судить по твоему виду, в поле не так уж холодно.

– Да, мороза большого нет, вся зима впереди.

Одетый по-скифски и закаленный, грек не ощущал холода, хотя с его бороды сыпался снег, а щеки и нос стали пурпурными.

– Почему мои воины мерзнут?

– Потому, что у твоих воинов одежда не годится для наших зим. А кроме того, они шли, вспотели, промочили ноги, а теперь замерзают.

– Что же надо делать?

– Если не хочешь, чтобы у половины воинов отвалились руки к ноги, вели им сейчас же больше двигаться, бороться, бегать.

– А что, это уже наступила зима?

– Нет, будет еще немало теплых дней. Днем тепло и сыро, а ночью холодно.

Диофант встал на ноги и начал натягивать на плечи шубу.

Скифы тем временем не дремали. Пользуясь завесой пурги и ослаблением бдительности сторожевого охранения понтийской рати, они появились около телег, стали пускать стрелы и метать дротики и кинжалы в воинов, сгрудившихся у костров. В ответ раздались крики боли, гневные проклятия и угрозы.

Ни одна стрела не пропала даром. Нападавшие были невидимы для понтийцев, ослепленных светом костров. Зато лагерь был хорошо освещен.

Взбешенные солдаты кинулись было с копьями наперевес за линию телег, намереваясь отбросить варваров в степь, но их атаковали дико ревущие всадники. Кто остался цел – возвратился в лагерь. Убитым скифы отсекли головы и, размахивая этими страшными трофеями, умчались во мрак ночи.

Это было воспринято как неслыханное надругательство над трупами.

– Папай! Папай! – доносилось вместе с воем метели.

Опять стрелы, опять убитые и раненые.

Тут же, у костров, воины вынимали друг у друга из ран стрелы. Но древко при этом отделялось от наконечника, который оставался в глубине раны. На это тоже смотрели как на дьявольское изобретение. Поднимали с земли целые вражеские стрелы и, рассмотрев их при огне, находили на их острие специальный шип, предназначенный для удержания наконечника в ране.

– Какая жестокость! Скифы звери, а не люди!

– Нужно перебить их всех и их потомство!

– Я в Неаполе не пощажу ни женщин, ни детей!

Так говорили разъяренные воины. Диофант не слыхал этих разговоров, но, выйдя из шатра, был поражен смятением, охватившим лагерь. Словно обреченные, метались воины между кострами, расстреливаемые скифами, как стадо диких баранов. Количество раненых достигло пугающей цифры.

– Хотя ты и умеешь разжигать костры, а сделал плохо, – с сердцем заметил полководец Бабону и, приложив ладони ко рту, закричал: – Гаси костры!

– Гаси костры! Гаси костры! – подхватили простуженными голосами сотники и десятники.

Когда последний костер был затоптан и закидан комьями земли, уныние охватило все воинство. Ослепленные светом огней ратники почувствовали, что тьма и холод охватывают их страшными клещами.

Диофант приказал разжечь сторожевые огни в некотором отдалении от линии телег. Между лагерем и огнями расположились лучники, готовые отражать наскоки врага.

– Начнем все военный танец! – гремел голос полководца. – Становись в круг. Эй, Мазей, раскрыть возы, достать вино и начать раздачу его после танца! Лучшему танцору – двойная порция!

Марды, каппадокийцы, исавры, синопские греки, гераклейцы, гордиены стали в общий круг и начали танец. Многие, желая скорее согреться, обхватывали друг друга руками и прыгали, как петухи.

Даже после танца и доброго глотка вина многие не могли согреться. Их трясло, и в то же время валила с ног необычайная усталость, сонливость. Они падали и засыпали, с поразительной яркостью видя перед собою сады Синопы, берега теплого Термодонта, горы знойной Мидии и Каппадокии.

А ветер бесновался. Над сторожевыми кострами плясали гигантские тени-чудовища, может быть, злые демоны или боги проклятых здешних мест.

Вот она, Скифия, могила завоевателей!

Тусклое утро осветило степь. Метель утихла. Понтийский лагерь выглядел очень печально. Возле телег надуло целую стену снега. Там, где лежали или сидели люди, виднелись белые сугробы, из-под которых пробивались струйки пара и торчали концы копий.

Угрюмым взором окинул Диофант эту картину. Приказал трубить подъем. Трубачи вскинули вверх рога, оправленные медью, и огласили окрестности сиплым ревом.

Первыми подняли головы и насторожили уши херсонесские кони, мирно жуя сено. Потом вскочили юноши херсонесцы, сбросили с плеч теплые плащи и стали с удовольствием обтирать снегом лица и руки.

Снежные кучи также начали оживать. Люди поднимались медленно, с кряхтением, стряхивали с одежды снег, разминались, щелкая суставами. Ослабевшие сами не могли встать, их поднимали.

– Трите снегом лицо и руки! – советовали херсонесцы.

Кое-как разожгли костры, обогрелись, выпили вина. Доставали из сумок смерзшиеся сухари и окаменевшие лепешки. Многие, отогрев руки над огнем, стонали от внезапной боли в пальцах. Кашляли и жаловались на тяжесть в груди. Были и такие, что не могли согреться и продолжали лежать около костров.

Солнце взошло яркое, веселое. Снег вспыхнул, засверкал холодными огнями. К небу поднялись столбы пара.

– Хороший денек! – хлопнул рукавицами Бабон. – А ну, сынки, жарьте мясо, а я уже достал у понтийцев сухари.

Читайте также:  Ложный шоколадный гурами (Parasphaerichthys lineatus)

Диофант следил за построением обозов. Ужасался в глубине души при виде раненых и обмороженных, сидевших и лежавших где попало. Слышались стоны, брань, богохульства. На подстилке из плащей лежали смуглые марды, исавры с жестокими и какими-то однотипными лицами, страдая от ран, нанесенных отравленными стрелами. Многие кричали и метались в бреду.

Умерших несли к центру лагеря, где уже рыли общую могилу.

Бабон любил попадаться на глаза начальству. Сейчас он вынырнул откуда-то и оказался рядом с Диофантом. Его одутловатое лицо лоснилось, будто смазанное салом. Он продолжал чавкать, смачно пережевывая шашлык. Храмовое винцо, что было налито в его флягу Матой, сейчас оказывало свое благотворное действие.

Синопеец с удивлением оглядел фигуру краснолицего здоровяка, совсем непохожего на эллина. Он выглядел настоящим варваром и, видимо, чувствовал себя прекрасно среди скифских снегов и метелей.

– О прославленный полководец! – обратился хабеец к понтийскому воеводе. – Я сам имел недавно в бедре такую же отравленную стрелу, но был излечен кровью диких уток.

– Да? – с живостью отозвался Диофант. – Кровью диких уток? Так помоги нам достать этой крови!

– Увы, – вздохнул Бабон, возводя горе свои рыбьи глазки, – время охоты на уток миновало. Они все улетели зимовать в благословенный Понт, откуда вы прибыли.

Диофант испытующе всмотрелся в хабейца, словно желая проникнуть в скрытый смысл его слов. Но, увидев простодушие на невыразительном лике греко-скифа, вздохнул с досадой.

– Это плохо. Может быть, кровь скифов тоже обладает целебными свойствами? Мы могли бы убивать пленных и их кровью лечить наших раненых.

– Вот этого я не знаю… Слыхал, что еще лечат отравленные раны ядом тех же гадюк. Это принято у агаров. Но гадюк сейчас нет, они спят в норах. Агары же наши враги и помогают Палаку воевать против нас.

Диофант повернулся спиною к благодушному болтуну. Его взгляд стал влажным и потерял свою остроту, когда упал на ряды трупов, что лежали около вырытых ям.

«Вот мой первый трофей – могилы!» – подумал он с горечью.

Мертвых похоронили по обычаям их родины. Одних – ногами на восток, других – в скорченном состоянии, третьих – связывали веревками. Принесли жертвы кусочками вяленого мяса и хлебными крошками. Войско приняло очищение, пройдя между двумя кострами.

Вся рать построилась в походные колонны и двинулась в дальнейший путь.

Воины быстро размялись, согрелись от ходьбы и заметно повеселели. Всех удивляло отсутствие скифских наездников. Степь казалась безжизненной пустыней.

– Странное дело, – крутил головой молодой воин, бывший ночью в сторожевом охранении. – Вчера от них отбою не было, всю ночь глаз сомкнуть не давали. А сейчас как сквозь землю провалились.

Воин с изрубленным лицом только повел бровями.

Молодые, мало испытавшие воины продолжали перекидываться задорными фразами:

– Увидели овчинники, что Митридатовых войск стрелами не остановишь! Испугались, убежали!

– Надо спросить начальников – где же враг? С кем будем драться? Мы еще не видели крови врага!

– Зато увидели в немалом количестве понтийскую кровь! – недовольно заворчали пожилые, считавшие, что бахвальство приносит несчастье.

Солнце грело сильнее, снег стал быстро оседать, и к полудню ручьи побежали в балки, образуя лужи. Земля оттаяла, ноги ратников стали скользить, отяжелевать от налипшей грязи. Движение замедлилось. На лбах воинов заблестел пот. Не верилось, что ночью бушевала метель и люди коченели от холода.

История России, всемирная история

  • Международный день предотвращения ядерной войны.
  • день святого Фомы Аквинского, Католицизм

Наши проекты

ГЕОГРАФИЯ СКИФИИ ПО ГЕРОДОТУ

Разделы библиотеки:

Телеграм-канал

Добавили уже 7827 раз!

Реклама

Трудно переоценить значение тех счастливых для изучения древних культур случаев, когда археологические данные могут быть дополнены сведениями из письменных источников. При этом информация не просто складывается, она многократно умножается. Свидетельства современников делают историю живой.

Черепки, предметы, стратиграфия раскопов мало что говорят непосвященным. Но стоит назвать имя народа, который их оставил, описать его верования, нравы и обычаи, внешний облик, отношения с соседями, и мертвая история оживает, входит в нашу жизнь. Недостаток письменных сведений чувствуется в истории славян, уходящей в глубь веков, далее Киевской Руси.

С большим трудом восстанавливается она по крупицам разрозненных сведений, сохранившихся в зарубежных источниках, в народных преданиях и по археологическим материалам. Но один ее период, VI— вв. до н.э., как бы высвечен ярким светом.

«Нашей Скифии предпочтительно перед прочими, несравненно более интересными странами земного шара, выпала счастливая доля найти именно в Геродоте, отце истории, и отличного наблюдателя, и отличного живописца. Геродот, сам бывший в Скифии. описал ее с какой-то особой любовью, с какой-то пристрастной нежностью, не пренебрегая ни малейшими подробностями, какие мог схватить или личным наблюдением, или прилежными расспросами туземцев. Можно сказать, что представленная им картина Скифии есть редкий образец географической полноты и отделки, каких только могла удостоиться варварская страна от спесивой классической древности», —пишет Н.И. Надеждин [28,9].

Этой справедливой высокой оценке труда Геродота противостоят мнения прямо противоположные, —что он бессовестный лгун, который в Скифии не бывал и составил ее описание на основании отрывочных и противоречивых сведений, полученных от своих предшественников и купцов, бывавших в Ольвии, а все детали и подробности просто выдумал для придания видимости достоверности своему рассказу.

Существование подобных мнений можно объяснить раздражением исследователей, вызванным невозможностью отождествить с современными некоторые важные реки Скифии, названные Геродотом. А без этого невозможно представить размещение описанных им народов Скифии и отождествить их с известными археологическими культурами. Во времена Геродота еще не пользовались системой географических координат, а вели отсчет расстояний от определенных географических ориентиров. В равнинной Скифии ими служили реки и морское побережье.

Расстояния измерялись в стадиях или в днях пути от них, или в днях плавания вдоль них. Как определил Б.А. Рыбаков, Геродот пользовался аттическим стадием, равным 177 м. День пути он принимал равным 200 стадиям (около 36 км). День плавания, вычисленный по известным расстояниям между пунктами, также оказался равным примерно 36 км.

Геродот сообщает /101/1, что территория Скифии представляет собой правильный квадрат со сторонами по 40 000 стадиев (около 710 км), две из которых идут с юга на север, а юго-восточный угол опирается на конец Керченского полуострова [29,98—59]. При этом юго-западный угол квадрата приходится на юго-восточное предгорье Карпат, а его северная сторона идет от Курска до Сарн по рекам Сейм и Уж. Таким образом, скифский квадрат покрывает почти всю нынешнюю территорию Украины и местами выходит за ее пределы. Справедливость этих сведений подтверждает ареал скифских археологических памятников, которые сосредоточены в указанном квадрате.

Геродот называет 8 важнейших рек Скифии, которые «начиная от моря, доступны для кораблей» /47/. Первые четыре (начиная с запада) и последняя, отождествляются с известными реками почти всеми исследователями одинаково, это: Истр —Дунай, Тирас — Днестр, Гипанис — Южный Буг, Борисфен — Днепр, Танаис — Северский Донец и нижняя часть Дона. Но между Борисфеном и Танаисом Геродот помещает еще три судоходные реки — Пантикап, Гипакирис и Герр. Исследователи полагают, что их идентификация, «имеющая большое значение для локализации скифских племен, очень сложна ввиду неясности и противоречивости сведений Геродота. Некоторые исследователи вообще отказывались от отождествления этих рек. Макан отмечал сомнительность всех предложенных вариантов отождествления Пантикапа, Гипакириса и Герра. Струве, по мнению которого этот вопрос не может считаться безнадежным, полагал, что следует либо принять предположение Роулинсона о значительных изменениях земной поверхности, приведших к существенным переменам в расположении притоков Днепра (эта точка зрения не подтверждается современной геологией), либо попытаться объяснить ошибки в изложении Геродота» [29, 285—92].

В соответствии с последним различные ученые, принимая одни, отвергая другие и подправляя третьи сведения Геродота, построили десятки отличающихся друг от друга географий Скифии. Пожалуй, единственное, в чем они оказались единодушны, так это в непризнании сведений Геродота о том, что главная река Скифии Борисфен в земле Герр, расположенной в северной части страны, разветвляется на две реки, которые по пути к морю расходятся на сотни километров.

Мы же попытаемся построить географию Скифии, исходя из единственного предположения об осведомленности и научной добросовестности отца истории, не смущаясь известной нам географией. То есть поверим Геродоту до конца. Для удобства рассмотрения приведем целиком основные сведения Геродота о Борисфене, Пантикапе, Гипакирисе и Гере:

«53. Четвертая река — Борисфен — величайшая из рек после Истра и самая полноводная, по нашему мнению, не только среди скифских рек, но и среди всех других, кроме египетского Нила; ведь с ним невозможно сравнивать никакую другую реку. Из остальных Борисфен самый полноводный; он предоставляет прекраснейшие и изобильнейшие пастбища для домашнего скота. В нем водится множество превосходнейших рыб. Вода на вкус очень приятная; рядом с мутными потоками он течет чистый. Урожай на его берегах бывает превосходнейший, а там, где землю не засевают, растет чрезвычайно густая трава. У устья его сами собой отлагаются огромные запасы соли. Здесь водятся огромные бескостные рыбы, которых называют антакаями; их доставляют для засаливания. Есть и многое другое, также достойное удивления. Протекая с севера, он известен до местности Герр, до которой сорок дней плавания, но никто не может сказать, по землям каких людей он течет выше. Ясно, что он течет через пустыню в страну скифов-георгиев: ведь эти скифы обитают по его берегам на расстоянии десяти дней плавания. Только у этой реки и у Нила я не могу указать источники и, полагаю, не может никто из эллинов.

Там, где Борисфен течет недалеко от моря, с ним сливается Гипанис, и они впадают в одну и ту же заводь. Находящаяся между этими реками клинообразная полоса земли называется мысом Гипполая; на нем воздвигнут храм Деметры. Напротив храма у Гипаниса обитают борисфениты.

54. Об этих реках достаточно. А после них — другая река, пятая, название которой Пантикап. Течет она также с севера и из озера, а посредине между ним и Борисфеном обитают скифы-георгии; втекает же он в Гилею, а, миновав ее, соединяется с Борисфеном.

55. Шестая река —Гипакирис, которая, устремляясь из озера и протекая посредине области скифов-кочевников, впадает в море близ города Каркинитида, направо от себя оставляя Гилею и так называемый Ахиллов бег.

56. Седьмая река —Герр —ответвляется от Борисфена в том месте этой страны, до которого [русло] Борисфена известно (эллинам. —В.Я.). Ответвляется она в этой стране, а название имеет то же, что и сама страна,—Герр. Протекая к морю, она разделяет область кочевников и область царских скифов, впадает же в Гипакирис».

О местоположении земли Герр, где Борисфен разветвлялся на две реки, у Геродота имеется три указания.

1. До нее 40 дней плавания (более 1400 км) с севера /53/, то есть, от истока. Это указание приводит в район г. Черкасы.

2. Земля скифов-кочевников, простирающаяся от устья Гипакириса у Каркинитиды (Евпатории) на юге до истока Герра на севере, имеет протяженность в 14 дней пути (500 км) /19, 99/.

Именно таково кратчайшее расстояние по суше от Евпатории до Черкасс.

3. В земле Герр находятся могилы царей скифских /71/. По мнению Д.Я. Самоквасова, В.А. Ильинской и некоторых других исследователей, могилы царей скифских, известные Геродоту, —это курганные комплексы Посулья, а они расположены на левом берегу Днепра, напротив Черкасс [30, 115—16]. Царские же курганы в районе Никополя относятся к более позднему времени.

Итак, место разветвления Борисфена на две реки по сведениям Геродота, можно считать установленным с достаточной достоверностью. Это район Черкасс.

Далее из приведенных Геродотом сведений вырисовывается следующая картина течения рек после разветвления.

Одна, сохраняющая имя Борисфен, течет на юг, сливается с Гипанисом (Южным Бугом), проходит возле Ольвии и впадает в лиман южнее ее. Другая, получившая имя Герр, уходит далеко на восток, сливается с Гипакирисом и впадает в море близ г. Каркинитиды (Евпатории) /55, 56/. Между Борйсфеном и Герром с запада на восток умещаются: лесная область Гилея, обширная степная область обитания скифовкочевников и две реки, Пантикап и Гипакирис.

Таким образом, Борисфен можно отождествить с нынешним Днепром только в его верхнем течении, примерно до Черкасс. Нижнюю часть Днепра, уходящую далеко на восток к Днепропетровску, можно отождествить с Герром и признать, что русло, по которому Борисфен тек 2500 лет тому назад южнее Черкасс, ныне не существует.

Однако оно не могло исчезнуть с лица Земли без следа. Очевидно, по его трассе и сейчас текут какие-то притоки Днепра, с одной стороны, и Южного Буга, с другой, а водораздел между ними пересекает достаточно широкая и глубокая долина. Можно предположить, что раньше русло Борисфена проходило по Ирдыни, имеющей широкую (1500 м) заболоченную пойму, до Тясмина. «Некоторые ученые считают, что Тясмин от устья Ирдыни и Ирдынские болота когда-то были рукавом Днепра» [31].

Разветвление Борисфена на два русла происходило в месте впадения Ирдыни в Тясмин у г. Смелы. После этого Герр шел вниз по Тясмину до русла Днепра, а Борисфен, по какой-то ныне сухой долине, пересекал водораздел Днепра с Южным Бугом.

Русло Борисфена могло проходить либо между Тясмином и Большой Высью, либо между Ирдынью или Олынанкой и Гнилым Тикичем. Далее Борисфен шел по руслу одной из названных рек, а затем по руслу Синюхи до слияния с Южным Бугом у г. Первомайска.

Для более точного определения трассы прохождения Борисфена между реками Днепровского и Бугского бассейнов необходимы дополнительные исследования на месте, хотя бы визуальные. Их следовало бы провести, начиная от Синюхи, которой нет альтернативы, вверх по ее притокам Гнилому Тикичу и Шполке или Большой Выси, в направлениях к притокам рек Днепровской системы: Роси, Олынанке, Ирдыни и Тясмину. Проходные долины имеются: между Росью и Гнилым Тикичем от пос. Стеблев до пос. Почапинцы; между Олыпанкой и Гнилым Тикичем от пос. Вязовок до г. Ватутин; между Тясмином и Большой Высью.

При любом из этих вариантов судоходные реки Пантикап и Гипакирис, которые, по данным Геродота, расположены между Борисфеном и Герром, могут быть отождествлены с Ингулом и Ингульцом соответственно /18, 19/. Теперь Ингулец не доходит до моря, его отсекает от моря более полноводный Днепр, а в древности Гипакирис (Ингулец) принимал в себя Герр и продолжал течь на юг, вероятно, по руслам Каланчака и Чатырлыка до впадения в море у Евпатории.

Ссылка на основную публикацию
of your page –>